В прошлом году 90 процентов топливных гранул, которые производятся в Архангельской области из отходов древесины, вывозилось за рубеж, в основном в страны Европы. Но в этом году из-за сокращения количества западных потребителей предприятия региона были вынуждены снизить объем выпуска пеллет более чем на 30 процентов.
Отметим, что у большей части продукции лесоперерабатывающего комплекса Поморья появились и появляются новые заказчики, в том числе в Китае. Возвращается к прежним показателям и объем заготовки древесины, во многом благодаря федеральным мерам, касающимся продления сроков вывоза древесины из леса и разрешения рубок в ельниках на соседних участках (без соблюдения сроков примыкания).
Но с пеллетами все сложнее: только часть производителей топливных гранул Поморья смогла организовать их реализацию через Турцию. Если же остановить пеллетные заводы и отказаться от производства гранул, то в Архангельской области, как и десять лет назад, снова начнут расти свалки древесных отходов: драгоценное экологически чистое топливо будет гнить под открытым небом, бюджет недополучит миллионы рублей налогов, а люди потеряют работу.
Вместе с тем полностью перевести регион на пеллеты нельзя - многие дома в Архангельской области сейчас подключают к гораздо более дешевому природному газу. Но нитки газопровода будут протянуты не везде: на территории области остается еще много старых, не прошедших модернизацию теплопунктов, работающих на угле. При этом если раньше вопрос о переводе муниципальных котельных на пеллеты из-за огромного экспорта даже не рассматривался, то теперь он стал темой дня в ЛПК: это один из немногих способов поддержать архангельские заводы топливных гранул.
Пеллетную тему обсуждали и во время круглого стола в рамках форума "Лесоруб XXI века". На нем отмечалось: сегодня для предприятий Поморья, выпускающих топливные гранулы, нужно заново настроить логистику поставок. Участники круглого стола предложили создать отдельную государственную программу по развитию в России внутреннего рынка топливных гранул. Она могла бы субсидировать часть затрат на строительство и модернизацию котельных, которые будут использовать в качестве топлива пеллеты. Кроме того, в программу вошла бы компенсация части затрат на приобретение гранул для централизованного теплоснабжения населенных пунктов.
Инвестиции в этот проект могут достигнуть двух с половиной миллиардов рублей. По мнению экспертов, это должны быть субсидии из федерального бюджета. Ведь тема имеет отношение не только к Архангельской области, но и ко многим другим регионам России, где еще работают старые угольные котельные и есть не охваченные природным газом территории. На Северо-Западе это, к примеру, Мурманская область.
Дело в том, что мощность архангельских заводов гораздо больше потребностей региона и составляет около 600 тысяч тонн пеллет в год. Как считает глава парламентского комитета Поморья по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов, все остальные топливные гранулы можно было бы реализовывать в муниципалитеты других регионов с условием, что там также начнется модернизация котельных.
Почему речь идет о модернизации именно угольных? Дело в том, что старые угольные котлы выделяют в воздух вредные вещества, в частности оксид азота: даже небольшие концентрации этого соединения негативно воздействуют на здоровье людей, увеличивая, например, количество острых и хронических респираторных заболеваний. Страдает и природа вокруг: деревья, животные. Не менее опасны для окружающей среды диоксид серы и бензапирен, которые также образуются при сжигании угля.
А пеллеты - наиболее подходящая альтернатива, как по цене, так и в плане экологической безопасности: считается, что при сжигании пеллет количество выделяемого углекислого газа в атмосферу не превышает объем выбросов, который образовался бы путем естественного разложения древесины.
Еще один довод в пользу перевода муниципальных образований на пеллеты заключается в том, что для модернизации котельных не потребуется импортозамещение, все технологии для этого процесса в стране уже есть.
Сейчас важно, чтобы государство и бизнес сопоставили свои интересы: бизнес должен быть уверен, что за десять лет программы модернизации сможет окупить свои затраты. А государство, которое в итоге получит фактически новый тепловой объект, должно иметь гарантии: цены на пеллеты на внутреннем рынке страны не взлетят, даже если топливные гранулы будут вновь остро востребованы за рубежом.