30.08.2022 10:42
Поделиться

В Севастополь отправилось первое российское судно-беспилотник

Экспериментальное судно "Пионер-М" было построено для Севастопольского госуниверситета на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Ходовые испытания завершились 8 августа в Ладожском озере, а затем началась буксировка в порт назначения. Судно пройдет по внутренним водным путям России около 2 800 километров и прибудет в Севастополь в начале сентября.
СевГУ

К постройке судна готовились с 2016 года. Оно было спроектировано при участии студентов и преподавателей Севастопольского государственного университета, специалистов Российской академии наук, представителей судостроительной отрасли.

- В 2016 году проект инновационного научно-исследовательского судна (НИС) получил поддержку Агентства стратегических инициатив, - рассказал "РГ" проректор по научной деятельности СевГУ Максим Евстигнеев. - Он содержал две ключевые идеи. Мы хотели создать первое в стране безэкипажное судно, которое будет либо полностью самостоятельно выполнять задачи, либо управляться дистанционно с суши. А также выяснить, может ли современный российский университет с нуля спроектировать и построить настоящее судно.

К подготовке технического проекта в 2017-2018 годах привлекли севастопольское конструкторское бюро "Коралл". Но затем решили сменить концепцию судна и построить его не из металла, а из композитных материалов. Индустриальным партнером стала Объединенная судостроительная корпорация, а проектировщиком - "ОСК-Технологии".

Финансирование выделили по федеральной целевой программе "Исследования и разработки". По условиям программы, половину суммы направило Минобрнауки РФ, а вторую часть - индустриальный партнер. В общей сложности постройка "Пионера-М" обошлась в 300 миллионов рублей. Однако, чтобы внедрить все экспериментальные идеи, ОСК инвестировала дополнительные средства.

У "Пионера-М" две основные задачи: экспедиционная деятельность и совершенствование технологий безэкипажного судовождения, в которых заинтересована ОСК. Ученые будут трудиться вместе со специалистами корпорации. Автоматизация судоходства - это мировая тенденция, разработки ведутся во многих странах. Цель - снизить влияние человеческого фактора при морских перевозках.

Первое время судно будет эксплуатироваться с небольшим экипажем из четырех человек. На борт возьмут еще 12 членов исследовательской экспедиции - преподавателей и студентов. И параллельно, с конца 2022 года, начнут внедрять элементы безэкипажного управления.

- Планируем, что через три года "Пионер-М" станет полностью безэкипажным, - говорит Евстигнеев. - Мы сможем продемонстрировать, как судно отчаливает, выполняет обследование акватории и возвращается без участия человека.

- Команда ученых СевГУ разрабатывает систему автоматического причаливания, при которой погрешность составит не более нескольких сантиметров. Судно оснастят системой воздействия на рулевые элементы, на причале и на бортах установят комплекс датчиков. В результате "Пионер-М" сможет причалить без экипажа, - пояснил директор межрегионального научно-образовательного центра "МореАгроБиоТех" Алексей Чуклин.

Вуз уже закупил оборудование для исследований в области подводной археологии, аппараты для магнитометрии, акустической съемки, а также для морских экологических исследований: гидробиологии, гидрохимии, океанографии.

На судне работает модульная система: на борт ставится стандартный 20-футовый контейнер с различным оборудованием в зависимости от целей исследований. Первый, гидробиологический контейнер, поставят в декабре этого года. Затем изготовят контейнер для водолазных спусков. Следующим будет безэкипажный модуль: внутрь контейнера поместят телеуправляемый подводный аппарат, которому можно передавать задачи с берега.

"Пионер-М" имеет конструкцию катамарана, его длина 26 метров, ширина - 9 метров, максимальная скорость - 11 узлов, водоизмещение - 120 тонн. Судно может работать автономно в течение пяти суток, дальность плавания составляет 500 миль.

Тем временем

24 августа 2022 года на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге сдали в эксплуатацию не имеющую аналогов в мире ледостойкую платформу "Северный полюс". Судно предназначено для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Платформе не нужен ледокол, она будет работать как постоянная дрейфующая станция. Водоизмещение - 10 тысяч тонн. Судно может два года находиться в автономном плавании. Оно рассчитано на 14 членов экипажа и 34 научных специалистов.