Странно, но я помню, как начиналась эта эпоха (так пугающе быстро летит время). Студенткой пришла на премьеру спектакля "Беспечный гражданин", из прежних полудетских впечатлений сохранив убеждение, что музкомедия - это легко, весело и красиво, костюмы обязательно с блестками и перьями, а актеры, когда поют, еще делают этакую дорожку ногами. И вот "Беспечный гражданин" - и мир переворачивается, становится другим на вкус и цвет, становится взрослым: бесхитростную историю "такого, как все" парня с Арбата Мити Громцева, мечтавшего стать артистом, прошедшего войну и потерявшего иллюзии беспечной юности, режиссер и актер рассказали так просто и так трагично, что границы сцены и зала, театра и реальной жизни исчезли, и я впервые в жизни заплакала в театре.
"Ты живой и я живой, что еще от жизни надо? Возвращение домой - это лучшая награда", - пел Митя (Владимир Смолин), и встающий в горле ком помнят все зрители спектакля, я специально посмотрела свежие отзывы в интернете. А ведь прошло тридцать пять лет. "Беспечный гражданин" - первый спектакль Кирилла Стрежнева в качестве главного режиссера Свердловской музкомедии.
- Этой постановкой он продвинул театр в другое измерение, - говорит Борис Нодельман, главный дирижер театра. - Стрежнев, бесспорно, был гениальным режиссером. Он потрясающе придумывал свои спектакли, всегда привносил что-то абсолютно новое: ансамбль народных инструментов, потом рок-группа, а в "Силиконовой дуре" на оркестр была наложена фонограмма. Еще он никогда не боялся говорить правду, поднимать вопросы, казалось бы, немыслимые для жанра - сталинские репрессии, неоднозначность декабристского восстания, проблемы сегодняшних подростков. Двадцать пять спектаклей, над которыми мы вместе с ним работали за эти годы, - потрясающее счастье!
На сцене Свердловской музкомедии Кирилл Стрежнев поставил 59 спектаклей, и едва ли не все они становились либо мировыми премьерами, либо первыми в России, каждый раз подтверждая репутацию "лаборатории оперетты", которая закрепилась за театром еще в семидесятые годы. Награды и премии, врученные лично Стрежневу и театру под его руководством, составят длиннейший список. Стрежнев работал в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону, Омске, Петрозаводске, Оренбурге, Краснодаре, Чикаго (США)… Можно говорить и о существовании театральной школы профессора Стрежнева: с 1987-го Кирилл Савельевич возглавлял кафедру музыкального театра Екатеринбургского театрального института, подготовив 13 актерских и актерско-режиссерских выпусков.
Мистика как будто, но Светлана Кочанова, ученица Стрежнева из его самого первого выпуска, а теперь заслуженная артистка России, тоже сразу вспоминает о "Беспечном гражданине":
- Кирилл Савельевич сказал нам, студентам: берите роли, какие хотите, делайте заявки, убедите - будете играть. И я играла возлюбленную главного героя - мой первый спектакль на сцене Свердловской музкомедии. Я поняла: это настоящий, большой театр. Кирилл Савельевич был потрясающим режиссером, он всегда точно знал, чего хочет, и мог буквально одним словом объяснить так, что у тебя выстраивалась роль. Все эти годы он держал высочайшую планку в творчестве, и мы все - стрежневские, все одной крови, мы говорим на одном языке ("Вас сразу видно", - всегда говорят нам приглашенные режиссеры). Поэтому мы будем делать все, чтобы театр сохранил и память о Кирилле Савельевиче, и тот уровень в профессии, который он нам задал.