В 90-е годы в нашей стране укрепилась ошибочная точка зрения, согласно которой в России якобы запрещена государственная идеология. На самом деле в Конституции 1993 года содержится запрет не на государственную идеологию как таковую, а на общеобязательную, то есть навязываемую силой. Но это не значит, что государство не может пропагандировать определенные ценности, поддерживать определенную систему взглядов и установок, в том числе в сфере образования, в сфере гуманитарных наук.
Точка зрения о недопустимости общегосударственной идеологии, несомненно, вредила многим процессам, в том числе и в образовании. В частности, она привела к широчайшему плюрализму в учебниках. Какие из них использовать в образовательном процессе, решали на местах. В результате чего начали распадаться единое образовательное пространство, связь между поколениями. Ведь нас как общество объединяет не только язык, но и общие знания, мысли классиков, которые известны каждому, в каком бы уголке страны он ни учился. Если этого нет, если молодые люди не знают суть важных исторических событий, имена величайших деятелей России и цитаты из известнейших литературных произведений - единство распадается.
В итоге это имеет и негативные политические последствия. Мы увидели, что ряд экстремистских, ныне запрещенных в России организаций используют молодежь как пушечное мясо во время массовых "акций протеста". И когда потом с этими молодыми людьми пытались беседовать, выяснялось, что они не Родину не любят, а просто ничего про нее не знают. Таким образом, из-за проблем в сфере образования возникает реальная угроза общественной безопасности.
В последние годы в России начался процесс воссоздания государственной идеологии, основанной на патриотических ценностях. Первый шаг мы сделали, приняв поправки в Конституцию. Не отвергая либеральные ценности свобод, заложенные в Основной Закон в 1993 году, мы при этом дополнительно закрепили семейные ценности и заботу о детях, уважение к традиционным религиям, истории и культуре нашей страны, защиту национального суверенитета, подтвердили социальный характер нашего государства. Тем самым мы создали основу, в том числе, и для воспитательной работы в учебных заведениях. Мы считаем, что эта работа имеет важнейшее значение. Школы должны не только давать набор знаний, но и воспитывать учащихся, формировать у них базовые ценности.
Значит ли это, что мы возвращаемся в Советский Союз, когда по каждому предмету был один учебник и одна программа с определенными образовательными и воспитательными целями на каждый урок? Конечно же, нет. Мы понимаем, что кроме общегосударственного патриотизма необходимо развивать региональный патриотизм. Наши дети должны любить как Россию в целом, так и свою малую родину. Поэтому учебная программа может и должна иметь региональную составляющую. Кроме того, уже сложились разные методики преподавания. Это означает, что создавать единый и единственный учебник по каждому предмету вряд ли стоит. Но те, по которым будут учиться наши школьники, должны содержать обязательный набор знаний и ценностей, соответствующих единому государственному стандарту.