30.08.2022 18:21
    Поделиться

    Турция поднимет цены за проход по Босфору. Скажется ли это на российском зерновом экспорте

    Турция планирует увеличить сборы за проход судов через Босфор и Дарданеллы. Об этом сообщают местные СМИ со ссылкой на турецкий минпромторг. Участники рынка опасаются, что рост тарифов приведет к удорожанию перевозок и снижению объемов поставок.
    Юрий Смитюк/ТАСС

    Импорт санкционных товаров через Турцию в Россию за несколько месяцев стал одним из самых популярных маршрутов среди отечественных логистов. Экспортный коридор также проходит через эту страну.

    Пролив Босфор соединяет внутритурецкое Мраморное море с Черным, а пролив Дарданеллы - узкий канал, через который можно попасть из Эгейского моря в Мраморное. То есть теперь судам, которые идут из Европы, США, Южной Америки и из других частей света в Россию, нужно будет платить больше, потому что других способов попасть в Черное море просто нет.

    А увеличить сборы Турция планирует в пять раз. Такое право у нее есть в соответствии с Конвенцией Монтрё.

    Платежную систему обмена валюты, которая была закреплена на 75%-ной скидке в 1983 году, упразднили. Такая мера, которая, как ожидается, начнет действовать с 7 октября, увеличит годовой доход Турции от прохода судов через проливы с 40 млн до 200 млн евро.

    Брать деньги планируют не напрямую, а как оплату за использование маяков, за санитарные и спасательные работы.

    Правда, на импорте в РФ товаров из Турции, увеличенные сборы не скажутся, радуются опрошенные логисты. Грузы, которые идут с севера Турции в РФ, через Босфор не проходят.

    В том числе не будет проблем с импортом европейских санкционных товаров через Турцию, поскольку из ЕС в Турцию они завозятся по суше, а дальше уже из северных портов идут по Черному морю, минуя Босфор и Дарданеллы.

    "Если говорить про путь от Стамбула до Новороссийска, там нет Босфора - там паром просто идет по Черному морю. Если говорить о судах, которые перевозят контейнеры из других мест, например, из США, из Южной Америки, они проходят через Босфор, поэтому расходы вырастут", - рассказывает Дмитрий Аржаных, соучредитель группы компаний "Сервисная логистическая компания".

    Однако, по его словам, даже в этом случае цены вырастут не очень сильно. На одном судне тысячи контейнеров: когда цена прохода через Босфор разделится на всех заказчиков, получится не так много, говорит он.

    А вот с экспортом того же зерна будет сложнее, опасаются участники этого рынка. На него спрос сейчас невелик. По цене он проигрывает в конкуренции с дешевым украинским зерном, включение же в стоимость фрахта босфорских сборов сделает его еще менее привлекательным.

    Удорожание прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы с 7 октября безусловно создает дополнительный негативный фон для экспорта российского зерна, который и так испытывает сложности, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Сначала сделка по "зерновому коридору" выпустила на мировой рынок украинское зерно, которое продается с существенным дисконтом к рыночной стоимости. По оценке участников рынка, украинское зерно предлагается по цене примерно на 20% дешевле российского. Это способствовало снижению экспортных цен на российское зерно. Кроме того, по словам Эдуарда Зернина, российский зерновой экспорт и без того страдает от скрытых санкций, так и не снятых в результате "зерновой сделки", несмотря на заверения самых высоких сторон. В том числе по этим причинам экспорт российского зерна снизился в июле - августе 2022 года на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

    Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Дарья Худякова

    Теперь резкое повышение стоимости сборов за проход судов через проливы приведет к росту ставок фрахта и себестоимости экспорта российского зерна. Насколько подорожает фрахт, оценить пока сложно. Участники рынка предварительно оценивают его в плюс 4 доллара за тонну при том, что довезти наше зерно из Ростова, например, до турецкой Мармары стоит 43-45 долларов за тонну.

    Проливы являются главным экспортным маршрутом для российского зерна - найти альтернативу ему невозможно. Речи о его закрытии не идет, подчеркивает Зернин. Но повышение ставок - определенно негативный сигнал для российских экспортеров, считает он.

    "Турция воспользовалась своим правом, за это ее трудно винить, только сделала это в максимально неподходящий момент, когда российский зерновой экспорт и без того страдает от скрытых санкций", - говорит Зернин.

    Расчет стоимости прохода судна в долларах США производится путем умножения "курса" франка на коэффициенты, указанные в конвенции Монтрё, и умножения этого произведения на нетто-тоннаж судна (NRT или NT), рассказывают в Центре экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.

    Стоимость фрахта вырастет незначительно, поскольку цену за проход через Босфор разделят между собой владельцы всех контейнеров на пароме

    Согласно этому расчету итоговый платеж составляет около 3,6 тыс. долларов за судно грузоподъемностью 26 тыс. т зерна, 2,2 тыс. долларов за судно грузоподъемностью 16 тыс. т зерна и около 0,4 тыс. долларов для судна грузоподъемностью 3 тыс. т зерна. В итоге удельная стоимость перевозки зерна вырастет на 1-2%.

    Учитывая, что параметры ставок фрахта на перевозку зерна в течение года могут меняться в 2-2,5 раза, данная новация не окажет существенного влияния на рынок, считают в ЦЭП.

    У российских логистов вариантов по перевозкам в РФ немного. Сейчас большая часть товаров из Европы, в том числе по параллельному импорту, поступает в РФ через Турцию, Узбекистан, Казахстан и Армению. Первый способ самый удобный. Компании из этих стран покупают товар в Европе и уже затем продают его РФ.

    С нашей точки зрения, удобнее всего закупать товар через Турцию. И портов морских много, и по суше можно приехать, и Новороссийск близко, говорит Аржаных.

    Чтобы провести товар через Турцию есть два пути. Во-первых, на машинах по суше, но возникают трудности. Грузия, через которую проходит маршрут, часто разворачивает фуры, ссылаясь на требования к транзитным перевозкам товаров европейского происхождения.

    Второй способ, наиболее удобный, о котором уже упоминалось выше: из Европы машина едет по суше в Турцию, дальше перегружается в Самсуне или Стамбуле и на пароме идет в Новороссийск.

    В среднем из Европы до Турции груз идет порядка двух-трех недель. Зависит от того, целое это транспортное средство или сборная перевозка, рассказывает Людмила Теселкина, основатель группы компаний JUST. Транспорт идет до Турции семь-десять дней, один-два дня уходит на его перегрузку и день на дорогу до Новороссийска по морю.

    В основном рынок сейчас носит стихийный характер и работает в ручном режиме, отмечает Теселкина. Сформированного сервиса еще нет. Горизонт планирования - это неделя - максимум 10 дней.

    При этом торговля с Турцией набирает обороты. По данным Турецкого института статистики, она выросла на 78% по сравнению с тем же периодом 2021 года, хотя по сравнению с июнем этого года она снизилась на 13%.

    Импорт из РФ в Турцию в июле составил 4,374 млрд долларов (против 5,1 млрд в июне). Экспорт из Турции в РФ за июль опустился до 731 млн долларов (против 790 млн в июне).

    В списке турецких импортеров наша страна на первом месте (объем от всего импорта составляет 15%). После нее идут Китай (13%), Германия (6,1%), Швейцария (4,9%) и США (4,7%).

    При этом в списке стран-экспортеров турецких товаров Россия занимает шестое место. Перед ней Германия, США, Великобритания, Ирак и Италия. В топ-5 РФ не входит, но с прошлого года поднялась в списке на шесть строчек.

    В июле выросли поставки в Россию из Турции оборудования и механических устройств, в том числе чаще стали импортировать насосы для жидкостей, кондиционеры, подъемное оборудование, бульдозеры, стиральные машины.

    Выросли поставки в Россию турецких пластмасс и изделий из них: поликарбонаты, эпоксидные смолы и плиты. В целом объемы экспорта из Турции в РФ снизились из-за сезонного падения экспорта фруктов.

    Поделиться