Импорт санкционных товаров через Турцию в Россию за несколько месяцев стал одним из самых популярных маршрутов среди отечественных логистов. Экспортный коридор также проходит через эту страну.
Пролив Босфор соединяет внутритурецкое Мраморное море с Черным, а пролив Дарданеллы - узкий канал, через который можно попасть из Эгейского моря в Мраморное. То есть теперь судам, которые идут из Европы, США, Южной Америки и из других частей света в Россию, нужно будет платить больше, потому что других способов попасть в Черное море просто нет.
А увеличить сборы Турция планирует в пять раз. Такое право у нее есть в соответствии с Конвенцией Монтрё.
Платежную систему обмена валюты, которая была закреплена на 75%-ной скидке в 1983 году, упразднили. Такая мера, которая, как ожидается, начнет действовать с 7 октября, увеличит годовой доход Турции от прохода судов через проливы с 40 млн до 200 млн евро.
Брать деньги планируют не напрямую, а как оплату за использование маяков, за санитарные и спасательные работы.
Правда, на импорте в РФ товаров из Турции, увеличенные сборы не скажутся, радуются опрошенные логисты. Грузы, которые идут с севера Турции в РФ, через Босфор не проходят.
В том числе не будет проблем с импортом европейских санкционных товаров через Турцию, поскольку из ЕС в Турцию они завозятся по суше, а дальше уже из северных портов идут по Черному морю, минуя Босфор и Дарданеллы.
"Если говорить про путь от Стамбула до Новороссийска, там нет Босфора - там паром просто идет по Черному морю. Если говорить о судах, которые перевозят контейнеры из других мест, например, из США, из Южной Америки, они проходят через Босфор, поэтому расходы вырастут", - рассказывает Дмитрий Аржаных, соучредитель группы компаний "Сервисная логистическая компания".
Однако, по его словам, даже в этом случае цены вырастут не очень сильно. На одном судне тысячи контейнеров: когда цена прохода через Босфор разделится на всех заказчиков, получится не так много, говорит он.
А вот с экспортом того же зерна будет сложнее, опасаются участники этого рынка. На него спрос сейчас невелик. По цене он проигрывает в конкуренции с дешевым украинским зерном, включение же в стоимость фрахта босфорских сборов сделает его еще менее привлекательным.
Удорожание прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы с 7 октября безусловно создает дополнительный негативный фон для экспорта российского зерна, который и так испытывает сложности, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Сначала сделка по "зерновому коридору" выпустила на мировой рынок украинское зерно, которое продается с существенным дисконтом к рыночной стоимости. По оценке участников рынка, украинское зерно предлагается по цене примерно на 20% дешевле российского. Это способствовало снижению экспортных цен на российское зерно. Кроме того, по словам Эдуарда Зернина, российский зерновой экспорт и без того страдает от скрытых санкций, так и не снятых в результате "зерновой сделки", несмотря на заверения самых высоких сторон. В том числе по этим причинам экспорт российского зерна снизился в июле - августе 2022 года на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Теперь резкое повышение стоимости сборов за проход судов через проливы приведет к росту ставок фрахта и себестоимости экспорта российского зерна. Насколько подорожает фрахт, оценить пока сложно. Участники рынка предварительно оценивают его в плюс 4 доллара за тонну при том, что довезти наше зерно из Ростова, например, до турецкой Мармары стоит 43-45 долларов за тонну.
Проливы являются главным экспортным маршрутом для российского зерна - найти альтернативу ему невозможно. Речи о его закрытии не идет, подчеркивает Зернин. Но повышение ставок - определенно негативный сигнал для российских экспортеров, считает он.
"Турция воспользовалась своим правом, за это ее трудно винить, только сделала это в максимально неподходящий момент, когда российский зерновой экспорт и без того страдает от скрытых санкций", - говорит Зернин.
Расчет стоимости прохода судна в долларах США производится путем умножения "курса" франка на коэффициенты, указанные в конвенции Монтрё, и умножения этого произведения на нетто-тоннаж судна (NRT или NT), рассказывают в Центре экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
Согласно этому расчету итоговый платеж составляет около 3,6 тыс. долларов за судно грузоподъемностью 26 тыс. т зерна, 2,2 тыс. долларов за судно грузоподъемностью 16 тыс. т зерна и около 0,4 тыс. долларов для судна грузоподъемностью 3 тыс. т зерна. В итоге удельная стоимость перевозки зерна вырастет на 1-2%.
Учитывая, что параметры ставок фрахта на перевозку зерна в течение года могут меняться в 2-2,5 раза, данная новация не окажет существенного влияния на рынок, считают в ЦЭП.
У российских логистов вариантов по перевозкам в РФ немного. Сейчас большая часть товаров из Европы, в том числе по параллельному импорту, поступает в РФ через Турцию, Узбекистан, Казахстан и Армению. Первый способ самый удобный. Компании из этих стран покупают товар в Европе и уже затем продают его РФ.
С нашей точки зрения, удобнее всего закупать товар через Турцию. И портов морских много, и по суше можно приехать, и Новороссийск близко, говорит Аржаных.
Чтобы провести товар через Турцию есть два пути. Во-первых, на машинах по суше, но возникают трудности. Грузия, через которую проходит маршрут, часто разворачивает фуры, ссылаясь на требования к транзитным перевозкам товаров европейского происхождения.
Второй способ, наиболее удобный, о котором уже упоминалось выше: из Европы машина едет по суше в Турцию, дальше перегружается в Самсуне или Стамбуле и на пароме идет в Новороссийск.
В среднем из Европы до Турции груз идет порядка двух-трех недель. Зависит от того, целое это транспортное средство или сборная перевозка, рассказывает Людмила Теселкина, основатель группы компаний JUST. Транспорт идет до Турции семь-десять дней, один-два дня уходит на его перегрузку и день на дорогу до Новороссийска по морю.
В основном рынок сейчас носит стихийный характер и работает в ручном режиме, отмечает Теселкина. Сформированного сервиса еще нет. Горизонт планирования - это неделя - максимум 10 дней.
При этом торговля с Турцией набирает обороты. По данным Турецкого института статистики, она выросла на 78% по сравнению с тем же периодом 2021 года, хотя по сравнению с июнем этого года она снизилась на 13%.
Импорт из РФ в Турцию в июле составил 4,374 млрд долларов (против 5,1 млрд в июне). Экспорт из Турции в РФ за июль опустился до 731 млн долларов (против 790 млн в июне).
В списке турецких импортеров наша страна на первом месте (объем от всего импорта составляет 15%). После нее идут Китай (13%), Германия (6,1%), Швейцария (4,9%) и США (4,7%).
При этом в списке стран-экспортеров турецких товаров Россия занимает шестое место. Перед ней Германия, США, Великобритания, Ирак и Италия. В топ-5 РФ не входит, но с прошлого года поднялась в списке на шесть строчек.
В июле выросли поставки в Россию из Турции оборудования и механических устройств, в том числе чаще стали импортировать насосы для жидкостей, кондиционеры, подъемное оборудование, бульдозеры, стиральные машины.
Выросли поставки в Россию турецких пластмасс и изделий из них: поликарбонаты, эпоксидные смолы и плиты. В целом объемы экспорта из Турции в РФ снизились из-за сезонного падения экспорта фруктов.