31.08.2022 12:03
Поделиться

"МХАТчики". В квартире Булгакова открылась выставка об отношениях писателя со знаменитым театром

Большая Пироговская, 35а, квартира 6 - еще один булгаковский адрес в Москве. В бывшем особняке купцов Решетниковых Михаил Афанасьевич снимал квартиру со своей второй супругой Любовью Белозерской с 1927-го по 1932 год. Здесь он работал над пьесами "Бег", "Мольер" ("Кабала святош"), "Театральный роман" и ранними редакциями "Мастера и Маргариты". Здесь он пережил и громкую славу, и опалу, написал письмо правительству с просьбой отпустить его за границу или дать место режиссера в театре. Здесь он услышал в телефонной трубке: "С вами будет говорить товарищ Сталин". Музей на Пироговской открылся в декабре прошлого года. И состоит из постоянного зала с несколькими инсталляциями и меняющегося выставочного пространства.

"МХАТчики" - так незатейливо и мило называли друг друга актеры МХАТа. Новый проект рассказывает о дружбе Булгакова с актером, режиссером и педагогом Григорием Конским. МХАТ объединил 39-летнего писателя и 19-летнего выпускника студии Завадского. Они приходят в труппу почти одновременно. После звонка Сталина Михаил Афанасьевич в 1930-м получает роль режиссера-ассистента во МХАТе, где идут его "Дни Турбиных". Тогда же ему было предложено поставить "Мертвые души". У Станиславского и Булгакова были слишком разные представления об этой поэме на сцене. Споры длились долго, и Булгаков решил писать пьесу заново. Постановка стала самой "живучей" среди всех спектаклей Булгакова, продержавшись в репертуаре МХАТа до начала 1980-х. Конский в булгаковских "Мертвых душах" играл сначала губернаторского слугу, а затем дорос и до губернатора.

Конский пришел в театр из студии Завадского. "Григорий Конский не был актером реалистической школы, его остро-гротескная характерность была ближе к вахтанговской школе, - говорит один из кураторов выставки Владимир Бровкин, сын режиссера Вячеслава Бровкина ("Следствие ведут ЗнаТоКи") и хранитель архива Конского. - Тем не менее, не входя в число знаменитейших актеров Художественного театра, он был неутомимым тружеником, мог в самые короткие сроки ввестись на роль".

Постановка "Мертвых душ" стала самой "живучей" среди всех спектаклей Булгакова в репертуаре МХАТа

Булгаков и Конский чувствовали себя во МХАТе неуютно, с большим трудом пытаясь получить признание. Оба играли в спектакле "Пиквикский клуб" (роль председателя суда - единственная у Булгакова во МХАТе) и делили одну гримерку. Вот она - импровизированная в первом зале. Здесь можно присесть, чтобы рассмотреть личные вещи Булгакова, которые дал для выставки музей МХАТа, - пудреница, папиросница, очки, коробочка для таблеток, платок, одеколон "Шипр". Здесь же на коробке из-под папирос "Наша марка" (именно они упоминаются в "Мастере и Маргарите") - теплое послание Михаила Афанасьевича Григорию Григорьевичу: "Знаменитому гипнотизеру Г.Г. Конскому на память о репетиции". Здесь и преувеличенно-гротескный белоснежный бюстик Станиславского работы Кукрыниксов, и шаржи еще одного корифея МХАТа - Бориса Ливанова. Афиша спектакля "Пиквикский клуб" из запасников музея МХАТа выехала на выставку в последний раз: состояние и возраст не позволяют ее экспонировать. Здесь из старинного ретранслятора можно услышать спектакль "Пиквикский клуб": обычно актеры, готовившиеся к выходу на сцену, слушали трансляцию спектакля.

Григорий Конский стал частым гостем дома Булгакова и героем его дневников. "Гриша К." - так часто упоминала его в своих записях Елена Сергеевна Булгакова. Одним из первых он услышал начало "Мастера и Маргариты". Кроме того, Конский считается прототипом Коровьева.

Чувствуя свою нереализованность во МХАТе, Конский решил попробовать себя в режиссуре и педагогике. "Надеюсь, он войдет в историю, как лучший из учителей", - говорил о нем Самуил Маршак. В ГИТИС Конский пришел в 1940-м году. Его ученики известны всем - режиссер Марк Захаров, актеры Людмила Касаткина, Люсьена Овчинникова, Александр Демьяненко, Станислав Садальский (предоставил часть экспонатов для выставки) и диктор Ангелина Вовк.

В 1939 году Булгаков написал пьесу "Батум" о молодом Сталине - этой работе посвящен отдельный зал. О впечатлениях от первой читки Михаил Афанасьевич тут же написал Конскому: "На читке в комитете искусств она была встречена хорошо. Калишьян (и.о. директора МХАТа - прим. "РГ") просил меня ускорить работу". Это письмо целиком представлено в специальном окошке, чтобы его можно было прочитать с обеих сторон. Но надежды на постановку не оправдались. "Пьесу запретили, правда, скандал из этого раздувать не стали, - говорит куратор выставки Александр Рогинский. - "Молодые люди все одинаковые. И я был такой же, как все", - якобы сказал Сталин. Вождю хотелось, чтобы в пьесе был выведен образ сильного правителя, как, к примеру, в "Петре Первом" у Алексея Толстого или в "Александре Невском" Эйзенштейна, а не сделана попытка понять истоки".

Потом будут и разгром "Мольера" Булгакова, и уход из театра, и знаменитая фраза писателя "МХАТ - кладбище моих пьес". Но запрет на "Батум" стал для него самым большим ударом, после которого здоровье Михаила Афанасьевича стало стремительно ухудшаться.

Последний зал - гримерка воспоминаний с личными вещами Конского. Григорий Григорьевич оставил три новеллы о дружбе с Булгаковым. Бережно хранил все подаренные другом книги: Булгаков свои дарить не мог - его не печатали, зато дарил чужие, например, - Омара Хайяма. А дополняют образ Конского воспоминания актера МХАТа Николая Пенькова, прочитанные актером "Мастерской Петра Фоменко" Кириллом Пироговым.