"Золотая девушка"
Фрунзе. Вечер 12 мая 1937 года. Возле небольшого здания, где размещалась городская музыкально-драматическая студия, скопилось много народу. Празднично одетые люди с нетерпением поглядывали на часы и в десятый раз проверяли номера ряда и места. Те же, кому билетов не досталось, пытались найти, у кого они могли оказаться лишними.
Все ждали премьеру музыкальной драмы "Алтын кыз" ("Золотая девушка"), которую впоследствии стали считать началом профессионального классического оперного искусства Киргизии.
- До 1917 года в республике о профессиональном театре мало кто имел представление, - рассказала руководитель литературно-драматической части Киргизского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева Елена Мягкова. - Сказители, певцы и канатоходцы были единственными, кто развлекал народ на площадях и базарах. Первая музыкально-драматическая студия появилась во Фрунзе (ныне Бишкек) в 1926 году. Занимались в ней в основном художественной самодеятельностью. Лишь спустя четыре года в ноябре 1930 года на ее основе был образован Киргизский музыкально-драматический театр. Для развития классического искусства в республику тогда приехала целая команда замечательных российских профессионалов: режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, художники-постановщики. Перед ними стояла задача не просто поставить спектакль и показать его зрителям. Важно, чтобы классическое искусство было понято и принято народом, который до этого понятия о нем не имел. На заседании первого худсовета театра встала проблема выбора произведения для премьеры. Дело в том, что многие из российских профессионалов специализировались на постановке русской и европейской классики. Здесь же нужен был не просто спектакль, а такой, чтобы он был близок и понятен местному населению.
Выбор пал на фольклорное произведение "Алтын кыз". Либретто к нему написал выпускник Государственного института журналистики имени В. В. Воровского 27-летний Джоомарт Боконбаев. Для постановки произведения пригласили опытного российского режиссера Арнольда Самарина-Волжского.
Позже в газете "Советское искусство" появилась статья, в которой говорилось: "С естественной и понятной робостью принимались композиторы за создание первого музыкального спектакля. Они ставили себе, по видимости, весьма скромные, но, по сути дела, очень трудные задачи: быть как можно ближе к киргизскому народному творчеству, к народной песенности, к характеру киргизского фольклора (автором финальной песни является Абдылас Малдыбаев). Фактически в основном они лишь ограничивались гармонизацией народных мелодий. Здесь они проявляли хорошее чутье, хороший вкус и тонкое мастерство. В самой оркестровке композиторы стремились передать звучание народных инструментов. Именно музыкальная драма "Алтын кыз" явилась определяющим этапом в истории недавно созданного театра в республике и, что особенно важно, первой значительной победой музыкального творческого коллектива".
Сердца трех
Отцами-основателями национальной классической музыки Киргизии стали два Владимира - Фере и Власов. Они скрупулезно изучали традиции, обычаи и культуру киргизского народа.
Приехавший в 1938 году во Фрунзе известный российский музыковед Виктор Виноградов впоследствии воспоминал:
"Наконец-то Фрунзе и встреча с добрыми друзьями и коллегами по композиторскому цеху Володей Власовым и Володей Фере. Они в Киргизии работают уже два года и по праву считаются старожилами. Прямо на перроне они стали уговаривать меня написать книгу о киргизской музыке и сказали, что в честь моего приезда в филармонии для меня подготовлен концерт. Отказ посетить это мероприятие не принимался категорически. Я пытался убедить их, что не готов и не знаю этой музыки. Она, по-видимому, весьма своеобразна, что к ней еще надо привыкнуть. Да и вообще со Средней Азией я встречаюсь впервые. Здесь столько для меня нового. Принять предложение было бы с моей стороны опрометчиво. Оба Владимира были огорчены, я же наоборот был удовлетворен, что настоял на своем".
И все же Виктору Виноградову пришлось пойти на концерт. Тогда он впервые услышал произведение одного из первых киргизских композиторов Атая Огонбаева.
"Льющиеся из уст певца прекрасные мелодии все больше овладевали мной, проникали в тайники души. Я, выросший в глухом русском селе, можно сказать, с молоком матери впитавший родные русские напевы, безмерно любящий их, вдруг здесь, на Тянь-Шане, от киргизского певца слышу песни, немедленно и живо вызвавшие близкие мне русские музыкальные ассоциации. Это представлялось мне невероятным", - написал он в своем дневнике.
Продолжая работу в области инструментальной музыки, основанной на подлинных народных мелодиях, Владимир Власов и Владимир Фере создали первую увертюру на киргизские темы для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и виолончели, музыку к национальным танцам и много других произведений.
Встреча российских мастеров с молодым киргизским композитором и певцом Абдыласом Малдыбаевым положила начало новому творческому содружеству. Малдыбаев стал своеобразным консультантом российских композиторов по национальному фольклору. Сам же у них постигал основы, а потом и глубины музыкальной классики.
Слово в танце
После успеха в 1937 году музыкальной драмы "Алтын кыз" и в 1939 году оперы "Айчурек" худсовет театра утвердил постановку балета "Соперницы" на музыку композитора Петера Людвига Гертеля.
Авторами либретто выступили известные режиссеры МХАТа Борис Мордвинов и Павел Марков. Балетмейстером - Николай Холфин. Балет "Соперницы" был сообразной пробой пера классического танца, исполненного на киргизской сцене.
Сразу же после этого спектакля труппа приступила к работе над постановкой балета на национальную тематику. На заседании художественного совета театра Николай Холфин зачитал либретто нового балета "Анар" по рассказу о бедной и красивой девушке, которой пытался завладеть знатный манап.
Одну из главных ролей в постановке исполнял Муратбек Рыскулов, артист драмы, не имевший специальной хореографической подготовки. Только в партиях главных героев - Анар и ее возлюбленного Кадыра - были классические танцы, например, адажио в первом акте. Партию Анар станцевала юная балерина Артай Молдобаева.
30 декабря 1944 года состоялась премьера шедевра киргизского балета Михаила Раухвергера "Чолпон". В 1958 году его показали во время декады киргизского искусства в Москве. Успех был настолько ошеломляющий, что возникла мысль об экранизации этого произведения.
Одну из главных ролей в балете "Чолпон" исполнила Бюбюсара Бейшеналиева. Ее партнером был Уран Сарбагышев. В 1967 году в этом спектакле главные партии станцевали народные артисты СССР Айсулу Токомбаева и Чолпонбек Базарбаев.