Формируются новые центры силы - экономической, политической, культурной. Одним из таких центров уже является Дальний Восток. Сегодня это геостратегический регион нашей страны, территория с огромным экономическим потенциалом, на которой реализуются крупные инвестиционные проекты, создаются города, развивается сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. С самыми крупными азиатскими экономиками Дальний Восток соприкасается непосредственно.
Доля иностранных инвестиций в проектах, которые реализуют на территориях опережающего развития и в СПВ, сегодня составляет около 13 процентов. При этом 95 процентов зарубежных инвестиций приходится на Китай. В целом с иностранным участием осуществляется около 100 проектов в различных отраслях - от газохимии и горнодобычи до жилищного строительства, сельского хозяйства, аквакультуры. Выполнение всех стартовавших проектов с вложением азиатского капитала продолжается.
Что касается привлечения на Дальний Восток дополнительных средств из АТР, то, по моему мнению, правильная стратегия взаимодействия с азиатскими партнерами - прохождение максимального отрезка пути собственными силами. Мы не должны зависеть от чужого капитала, чтобы реализовать свои стратегические интересы. По целому ряду мегапроектов мы двигаемся именно таким образом - российские компании в самостоятельном режиме с использованием механизмов господдержки инвестируют в приоритетные проекты, которые трансформируют экономику, а затем уже выбирают зарубежных партнеров. На Восточном экономическом форуме обсудим дальнейшее развитие кооперации в рамках традиционных бизнес-диалогов с партнерами из КНР, Индии, других дружественных нам стран АТР. Намерены активно расширять сотрудничество с Вьетнамом - в таких отраслях, как сельское хозяйство, аквакультура, леспром, туризм, наука и образование. И видим встречный интерес.
Сегодня мы вступаем в новую эру совместных предприятий. Речь идет о развитии широкого спектра импортозамещающих производств - как в партнерстве с Азией, так и самостоятельно. Готовим пакет предложений по специальному формату приграничных территорий опережающего развития, адаптированному для межстранового взаимодействия в новых условиях. Это нужно, чтобы российские и азиатские компании получили возможность создавать такие совместные производства оборудования и технологий, которые были бы востребованы как на российском, так и на глобальном рынках.
Но в условиях нынешнего разворота на восток особую роль начинает играть логистическая инфраструктура округа. Мы уже сегодня видим дефицит провозных способностей на востоке России, превышающий 70 миллионов тонн. Через три года, по нашим оценкам, он может достигнуть 150 миллионов тонн. Решить эту проблему позволят уже реализуемые проекты расшивки узких мест на железной дороге, которые будем синхронизировать с модернизацией портов, мостов, погранпереходов, складских, логистических комплексов. К тому же существенно возрастает значение Северного морского пути. Правительство России утвердило план развития СМП на период до 2035 года. Это стратегический документ, объединяющий ключевые мероприятия по развитию национальной и международной транспортной артерии, созданию сопутствующей инфраструктуры и обеспечению безопасности судоходства. Проект плана включает в себя более 150 мероприятий, направленных на развитие экспортной грузовой базы, транспортной инфраструктуры. В том числе - строительство портовых терминалов на Севере и Дальнем Востоке, прокладку новых железнодорожных путей, создание грузового и ледокольного флота.
Тем не менее перед отечественной промышленностью сегодня стоит задача локализации производства на территории страны, в том числе на Дальнем Востоке.
Среди приоритетных отраслей, например, химия и машиностроение. Со стороны российского и азиатского бизнеса есть интерес к созданию станкостроительных мощностей. На Дальнем Востоке сформированы идеальные условия для реализации высокотехнологичных проектов, обеспечивающих импортонезависимость экономики. В регионе работает лучшая в стране система льгот и преференций для бизнеса, которыми уже воспользовались более 2,7 тысячи российских компаний. Реализуются промышленные и инфраструктурные проекты более чем на 6,6 триллиона рублей, из которых 2,7 триллиона уже инвестированы. Создано свыше 102 тысяч рабочих мест. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики помогает предприятиям подбирать промышленные площадки для размещения производства, обеспечивает доступ к льготам и преференциям, предусмотренным для инвесторов, а также оказывает содействие в привлечении дополнительного финансирования для развития проекта.