31.08.2022 08:49
Поделиться

Пролог к открытию театрального сезона: Что дала "Режиссерская лаборатория ГИТИСа" нижегородцам

Десять августовских дней в Нижегородском театре драмы самым популярным словом был возглас "тише!". На четырех площадках одновременно шли репетиции, четыре режиссера, недавние выпускники ГИТИСа, - Тимур Галеев, Роман Лыков, Максим Меламедов и аспирант Иван Чумаченко - "рисовали" эскизы спектаклей, в которых играла почти вся труппа театра. Готовые эскизы показали полному залу зрителей.
В постановке "Леди Макбет Мценского уезда" режиссер использовал муку и тесто как метафору плоти.
В постановке "Леди Макбет Мценского уезда" режиссер использовал муку и тесто как метафору плоти. / Валерия Авдеева

Эскизы вышли не хуже картин

Так проходила "Режиссерская лаборатория ГИТИСа в Нижнем Новгороде" - своеобразный пролог к открытию наступающего театрального сезона.

Режиссерский эскиз - это абрис, зарисовка будущего спектакля в рамках тридцати-сорокаминутного действия. Современный театр обращается не только к пьесам, но и к литературе и охотно ставит романы, повести и рассказы. "Лаборатория ГИТИСа" предложила только одну пьесу - современный текст "Рвущаяся нить". Его написал Алексей Зайцев, юрист по образованию. Остальные три эскиза воплощают страницы классической прозы Лескова, Горького и Набокова. Причем к прозе присоединяются опять же пьесы - "Гамлет" и "Макбет" Шекспира (эскиз "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова) - и лекции о русской литературе, прочитанные Владимиром Набоковым в Америке (эскиз "Другие берега" Набокова).

Каждый из приехавших постановщиков - птенец режиссерского гнезда ГИТИСа, представляющий вместе с тем разных мастеров главного театрального вуза страны (Леонида Хейфеца, Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Крымов говорил однажды в интервью, что для него важен эмоциональный укол, который он переносит из текста на сцену. "Эмоциональные уколы" родившихся на лаборатории эскизов оказались явственны и сильны. Зрители, которым повезло стать свидетелями этого режиссерского опыта, аплодировали и кричали "браво", как на полноценной премьере.

Из четырех представленных эскизов будет выбран один, и тогда в репертуаре театра появится новый спектакль. Хочется верить, что внимание на оставшиеся "за бортом" эскизы обратит и какой-то другой нижегородский театр.

"Рвущаяся нить"

- Когда ты предлагаешь современную пьесу, а за стеной репетируют "Леди Макбет", артисты напрягаются, - признался Иван Чумаченко. - Мол, там занимаются искусством, а нам что бог на душу послал. Но в театре для меня главное - найти тему, о которой ты хочешь говорить. Когда тема найдена, актеры загораются, и начинается история живого творческого поиска.

Главный герой просыпается в больничной палате при полной потере памяти. Кто он? Как здесь оказался? Ответы дают посетители, появляющиеся друг за другом. Только вот ответы противоречат друг другу. Кто ты, зритель? Ты сам себя выбираешь или тебя выбирают обстоятельства времени и чужие решения? Весьма актуальный и непростой вопрос.

"Рвущуюся нить" представляли в репетиционном зале, где условная сцена ничем не была отчерчена от двух рядов со зрителями. Ни костюмов, ни света, ни декораций - только три больничные кровати и белый халат врача. Эскиз получился погружающим для зрителей: аудитория душного зала просто благодарно выдохнула в ответ на раскрытое одним из персонажей окно и отозвалась аплодисментами.

"Другие берега"

Владимир Набоков - любимый писатель режиссера эскиза Романа Лыкова (четырехтомник писателя-эмигранта стоял в бабушкиной библиотеке). Хорошее знание творчества Набокова ощущается в эскизе явственно, включая эту неожиданную смелость: вывести на сцену лекции? Как? Вот так, чтобы "концентрированный в лекциях" Набоков помог лучше прочитать "Другие берега".

В спектакле сменяют друг друга два пространства, два мира. Один - американские лекции, и писатель (великолепное попадание в роль Юрия Котова) ходит по залу, и слушатели-актеры занимают пятый ряд зрительного зала и оттуда общаются с лектором на сцене. Второй - Россия набоковского детства. Происходящее на сцене отсылает к созданному Набоковым в его стихах, рассказах и романах идеальному образу Дома, который живет собственной полнокровной жизнью. И люди, населяющие этот дом сто лет назад, тоже живые, интересные. В эскизе много запоминающихся режиссерских ходов: и путешествие гигантской бабочки-махаона из шкафа (писатель увлекался энтомологией), и огромный карандаш-игрушка, и ворвавшаяся в действие из наших дней девочка-студентка.

"Старуха Изергиль"

Режиссер этого эскиза Тимур Галеев сам родился в Молдавии и давно хотел поставить этот текст, почти монолог, а потому с азартом взялся за постановку того, что поставить нельзя. Эскиз вышел интересный визуально, музыкальный, пластический (хореограф Мария Лутошкина). Виноградник остроумно решен посредством веревок и виноградных кистей. Старуху Изергиль играют четыре актрисы: основная - на авансцене, три другие показывают тот или иной эпизод ее женской судьбы. Интересно работают белые полотнища - то подвенечный наряд, то саван.

В эскизе не все получилось: песни достаточно заунывны и делают действие монотонным, а хореографический рисунок показался вторичным. Главная тема - для чего все это, что должен вынести для себя зритель? - осталась невыявленной.

- Изергиль - о судьбе, о жизни и смерти, о времени, - пояснил свой замысел уже после показа Тимур Галеев. - Мы теряем себя несколько раз в течение жизни и все-таки остаемся собой.

Зрители, кстати, приняли эскиз радушно.

"Леди Макбет Мценского уезда"

"Являлась нынче эта странность?" Заслышав эту реплику в лесковской "Леди Макбет Мценского уезда", театралы насторожились и почуяли подвох. Да, они не ошиблись - в слуг купеческого дома режиссер переделал шекспировских стражников из "Гамлета". У Шекспира странность- призрак, здесь - ведьмы, отсылающие уже к "Макбету" (впрочем, женщины вообще - тоже та еще странность, смеется Максим Меламедов).

История Катерины Львовны (Маргарита Баголей) у Меламедова - это логичное действие женщины, задыхающейся в тисках замужества и семейного хейта (грязь, вранье. - Прим. ред.). Вспыхнувшая к приказчику Сергею страсть - ее порыв к свободе. Эскиз Меламедова- прямая иллюстрация современного визуального театра, эскиз чувственный, плотский. Неслучайно в нем задействованы мука и тесто как метафора плоти.

Страсть, ужас и смех идут в этом эскизе рука об руку. Любовная сцена поставлена зрелищно и эффектно. Колоритный образ Аксиньи (Евгений Зерин) с ее удачно найденным "чаво?" не забудется. Явление мстителя-свекра (Сергей Блохин) ощущается на уровне подкорки, так судьба вламывается в дверь. Сцена наказания соблазнителя (Рустам Абдряхимов), решенная через лепешку теста, которую взбешенный свекор режет на ремни, тоже запомнится надолго.

- Я люблю театр образный, для меня такой язык естествен, - говорит режиссер.

Комментарий

Олег Беркович, заместитель губернатора Нижегородской области:

- Сотрудничество с ГИТИСом позволяет нашим театрам освоить новые формы постановок драматических спектаклей на основе академической театральной школы. Такие эксперименты очень полезны, и совместная работа с Институтом театрального искусства продолжится. Уже в сентябре пройдет новая лаборатория - актерская.

Справка "РГ"

Организаторами проекта выступили министерство культуры Нижегородской области, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Нижегородский государственный академический театр драмы имени Горького. Куратором стал заслуженный деятель искусств России ректор ГИТИСа Григорий Заславский.