Напомним: принятый городской закон о комплексном развитии территорий не на шутку встревожил жителей типовых панельных домов 1957-1970 годов постройки. Программа КРТ позволяет сносить такие хрущевки и переселять их обитателей в новостройки в пределах города. Поскольку большая часть советского жилфонда расположена в районах с хорошей инфраструктурой, многие переезжать не хотят. Решение об участии дома в программе или отказе от нее должно принять общее собрание собственников.
Петербуржцы опасаются, что получится так же, как зачастую с выбором управляющей компании: вроде бы никто за нее не голосовал, а УК демонстрирует решение собрания и вовсю управляет. Эту тревогу разделяют и юристы. Так, петербургский адвокат Ирина Баханович называет итоги общих собраний собственников одними из самых фальсифицируемых.
Почти через два месяца после принятия городского закона о КРТ по этому вопросу впервые высказался губернатор Петербурга Александр Беглов. Он отметил, что многие горожане просят сделать процедуру голосования по включению дома в программу максимально прозрачной. Но, по словам главы города, "на региональном уровне это подправить невозможно". Поэтому в Смольном совместно с депутатами проработают проект корректировки федерального законодательства для уточнения норм, регулирующих правоотношения в ходе КРТ жилой застройки. "Нужно четко прописать, кто будет инициировать голосование, как оно будет проводиться", - сообщил Беглов подписчикам своей страницы в соцсети.
Комментарии под этим сообщением демонстрируют весь спектр мнений петербуржцев по вопросу о реновации.
"Если бы я жила в доме, который уже намекает, что пора переезжать, то никакие "тут я росла, мои дети росли, внуки растут" меня бы не переубедили. Жить нужно в комфортных условиях!" - оптимистично призывает Татьяна.
"Комфортные условия - это ведь не панелька в Колпино, да? - парирует Анна. - Наши дома явно в лучшем состоянии, чем многие другие дома в центре".
"Даже застройщики не особо понимают, что от них хотят. Все упирается в подзаконные акты. Пока они не приняты, закона, по сути, нет", - резонно замечает петербуржец Игорь.
Эти дополнительные нормативно-правовые акты будут дорабатываться с учетом общественных обсуждений, пообещали в Смольном. Власти города заявили, что сначала проведут эксперимент - реализуют проект в одном квартале, жители которого согласятся на участие в программе КРТ.
Петербуржцам также разъяснили, что они получат за квартиру в хрущевке, если дом пойдет под снос. Нанимателям предоставят жилплощадь по городским нормативам: 18 квадратных метров на каждого человека, 33 метра - для того, кто живет один. Собственникам обещают денежную компенсацию рыночной стоимости их квартиры, чтобы они сами нашли себе другое жилье. И это еще один острый угол реновации: теоретически такой выплаты хватит разве что на другую хрущевку. А ведь чиновники подчеркивают, что смысл всего процесса - в улучшении жилищных условий горожан.
Учет их мнений должен обеспечить общественный штаб. Туда уже подано несколько сотен заявок - как от обычных петербуржцев, так и от известных персон. К примеру, свою кандидатуру предложил депутат Госдумы Николай Валуев, у которого тоже есть квартира в таком доме.
Как сообщили в ЗакСе, больше всего заявок поступило от жителей районов с максимальным количеством хрущевок - Московского, Кировского, Красногвардейского, Калининского, Невского, Приморского и Фрунзенского. Квоты на членство в совете будут распределять пропорционально: от территорий, где под закон о КРТ попадают свыше 200 домов, - три-четыре человека, от остальных - по одному. В совет также войдут депутаты и чиновники.
Нельзя сказать, что все это сгладило "реновационную ситуацию" в городе. Но общее настроение горожан в тематических чатах явно изменилось. Если поначалу там царила паника, то сейчас стало больше конструктива: обсуждаются юридические аспекты и новые варианты действий. Люди поняли, что еще могут повлиять на ситуацию.
Справка "РГ"
Попытка реновации хрущевок в Петербурге предпринимается уже во второй раз. Первая программа стартовала в 2008 году и фактически не продвинулась.