С 1 сентября 2022 года вступают в силу поправки в статью 16 закона РФ "О защите прав потребителей" ( ст. 16 "Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя").
Закон с изменениями разработан Роспотребнадзором и содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей, сообщили в федеральной службе. В статье зафиксировано, что в случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.
Всего законе в качестве недопустимых названы 13 условий, ущемляющих права потребителей.
Какие условия в договоре признаны недопустимыми?
- Пункт о праве на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения (такие кабальные для клиентов условия часто прописывали в договорах банки и компании, предоставляющие услуги связи).
- Также вне закона теперь положение, когда продавец обуславливает приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других (это происходит, например, когда банк при выдаче кредита навязывает заключение договора личного страхования).
- В новой редакции закона зафиксировано, что недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. (Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что "подарочные карты возврату не подлежат" - потребитель вправе их вернуть).
- Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.
- Также вводится запрет принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки (исключение составляют случаи, когда предоставление таких данных предусмотрено законодательством РФ).
"Принятые изменения позволят заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов и помогут искоренить распространенные несправедливые практики в правоотношениях с участием потребителей", - подчеркивается в сообщении Роспотребнадзора.