04.09.2022 06:00
    Поделиться

    На Чукотке обнаружены места катастроф самолетов, летавших с Аляски в Сибирь

    80 лет назад заработала воздушная трасса Аляска - Сибирь (Алсиб), по которой в тяжелейших условиях Крайнего Севера советские летчики перегоняли на фронт ленд-лизовские самолеты. К юбилею трассы Русское географическое общество совместно с Минобороны проводит масштабную экспедицию.

    В прошлом году ее участники обследовали 16 аэродромов Алсиба, построенных в сжатые сроки на вечной мерзлоте, в этом - обратились к поиску пропавших самолетов. Корреспондент "РГ" присоединилась к работе экспедиции на Чукотке, где недавно удалось обнаружить места падения четырех бортов.

    За 1942-1945 годы по маршруту Фэрбенкс - Ном - Уэлькаль - Сеймчан - Якутск - Киренск - Красноярск на Восточный фронт перегнали 8 тыс. самолетов - каждый третий из поставленных по договору ленд-лиза. Им приходилось преодолевать расстояние в 14 тыс. км, зато этот путь был самым надежным. Потери составили 1% - 81 самолет не дотянул до места назначения, 39 из них потерпели крушение. Погибли 115 летчиков и пассажиров. Крайне сложные метеоусловия, ледяные ураганы и температуры под -70С, неточные карты, незнакомая техника - вот причины подавляющего большинства катастроф. Как заметил известный путешественник Яцек Палкевич, "В таких условиях могут летать только ненормальные, самоубийцы или отчаянные русские".

    Чукотский этап

    Чукотка первой принимала ленд-лизовскую авиатехнику, этот участок трассы считался самым трудным. 1,5 тыс. км приходилось лететь над Аляской, Беринговым проливом и бесконечной пустынной тундрой на аэродром Уэлькаль, зажатый между Анадырским заливом и заливом Креста. Сегодня о базовом аэродроме Алсиба в эскимосском поселке напоминает лишь остов уникальной деревянной взлетно-посадочной полосы, которая принимала малую авиацию вплоть до середины 1960-х. Здесь, на самой восточной части трассы, от момента ее входа в СССР до запасного аэродрома Танюрер, произошло четыре авиакатастрофы ленд-лизовских самолетов.

    Два дня подряд наш Ми-26 не мог найти просвета среди плотной массы облаков и вынужден был возвращаться восвояси. Добиться разрешения на посадку на исторический аэродром удалось только на третий день - как и 80 лет назад, над эскимосским поселком господствовала непогода.

    Несколько месяцев участники экспедиции под руководством кандидата исторических наук Павла Филина готовились к полевому сезону: работали в архивах, сотрудничали с Эгвекинотским краеведческим музеем, имеющим самую крупную экспозицию по истории Алсиба, общались с местным населением. Музейщики предоставили и рукопись воспоминаний ветерана перегоночной трассы бортрадиста Виктора Глазкова. В 1990-е годы он нарисовал карту, где по памяти обозначил места падений самолетов сослуживцев. Этот листок бумаги и послужил отправной точкой авиапоиска.

    Найти пропавших старались по горячим следам и в годы войны, но часто самолеты падали в таких труднодоступных местах, что не только о вывозе техники, но и о захоронении останков экипажа речи часто не шло. Трасса, в советских документах именовавшаяся Красноярской, была секретной - информацию о катастрофах не разглашали, места крушений не фиксировали. После войны на обломки периодически натыкались чукчи, перегонявшие стада оленей, геологи да местные энтузиасты-поисковики. Исследователи на местах крушений оказались впервые.

    Находки экспедиции "Алсиб"

    Благодаря скрупулезной подготовительной работе все места падений удалось обнаружить за несколько вылетов.

    12 июля на восточном берегу залива Креста среди сопок показались обломки С-47 "Дуглас" старшего лейтенанта Евгения Спиридонова. В мае 1943 года, пробивая облачность, самолет зацепился за сопку, экипаж погиб. Разбросанные по склонам фрагменты фюзеляжа так и пролежали нетронутыми почти 80 лет, что неудивительно - добраться до места катастрофы непросто даже на современном военном вертолете.

    Неделю спустя у озера Горное в районе Ушканьих гор разыскали еще один "Дуглас", потерпевший крушение в схожих обстоятельствах. Старший лейтенант Евгений Герасимов начал снижение сквозь облака и на полном ходу врезался в сопку. Удар был такой силы, что самолет разметало по обеим сторонам хребта на сотни метров, а горящий алюминий в некоторых местах буквально въелся в сопку. Тем более удивительна находка - среди камней и искореженного металла Павел Филин отыскал комсомольский билет, выданный в Казахской ССР за N 9248726 и предположительно принадлежавший бортрадисту экипажа сержанту Петру Оконечникову.

    21 июля севернее поселка Эгвекинот поисковики обнаружили истребитель Р-40 "Киттихаук". Младший лейтенант Алексей Федоренко, перегонявший самолет, с сентября 1942 года числится пропавшим без вести, останков так и не нашли. Плохо сохранились и обломки: все, что могло оказаться полезным в хозяйстве, потихоньку растаскивало местное население, оставшиеся фрагменты испещрены надписями - кочующие оленеводы оставляют на них друг другу сообщения.

    И наконец в верховьях реки Быстрой, в 50 км западнее поселка Уэлькаль, нашелся третий "Дуглас" - майора Федора Пономаренко. Это, пожалуй, самая загадочная авиакатастрофа Алсиба: 25 ноября 1943 года самолет взорвался в воздухе. По официальной версии, в кабине произошло короткое замыкание, по неофициальной, выдвинутой Виктором Глазковым, - на борт, летевший с Аляски, кто-то подложил взрывное устройство. Так или иначе, обломки разбросало метров на 300 - на одном берегу реки остался груз, на другом - искореженный борт. Здесь тоже можно разобрать надписи на крупных фрагментах фюзеляжа - чукчи-оленеводы используют обломки "Дугласа" как ориентир во время кочевок.

    На месте каждой катастрофы экспедиция РГО установила памятные стелы с именами погибших. А 5 августа в центре поселка Уэлькаль, недалеко от базового аэродрома времен Великой Отечественной, был открыт монумент "Мост мужества и дружбы", изготовленный на средства и по инициативе жителей Чукотки.

    Кстати

    Как они летали?

    Трасса, по которой из США перегонялись самолеты, была разбита на пять перегоночных участков. Первый, самый длинный и самый сложный, начинался в г. Фэрбанкс на Аляске. Оттуда летчики держали курс на восток - через Берингов пролив, над тундрой и холмами северного побережья Анадырского залива и заканчивали маршрут уже в советском Уэлькале. Второй этап проходил через центральную Чукотку и Колымский хребет из Уэлькаля, через Марково в Сеймчан. Третий - на больших высотах через Полюс холода Оймякон (Томтор) и Теплый Ключ в Якутск. Четвертый - 1330 км по реке Лене от Якутска, через Олёкминск и Витим до Киренска. И пятый этап Алсиба шел от Киренска до Красноярска. Впрочем, были и параллельные участки маршрутов, например из Марково через Омолон и Зырянку на Оймякон.

    Поделиться