Матвиенко назвала основные проблемы российского образования

В условиях интенсивной информационной войны против России ряд давних проблем российского образования приобрел особую актуальность, считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В своем блоге, посвященном Дню знаний, она перечислила некоторые из них.
Пресс-служба Совета Федерации

Первое - недоработки в преподавании истории. "В 2013 году президент России выступил с инициативой подготовки для общеобразовательной школы единой линейки учебников. Такая работа проделана. И все же полного удовлетворения ее результатами нет ни у педагогов, ни в научной среде, ни в обществе", - отметила глава Совфеда. Серьезным упущением она считает то, что в учебниках мало сказано о том, что против Советского Союза воевали не только гитлеровская Германия, но и армии, дивизии Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии, национальные формирования СС, в их числе латышский и эстонский добровольческие легионы. "Иными словами, Великая Отечественная война была войной не только против нацистской Германии, но и против объединившейся вокруг нее Европы. Актуальность этого аспекта на фоне происходящего в мире сегодня очевидна", - подчеркнула она.

Валентина Матвиенко предложила провести конкурс на создание учебника истории России, "освещающего ее действительно правдиво, с учетом всего многообразия фактов и событий". "Важно, чтобы конкурс был широкий, открытый, прозрачный для общественности. Его итоги должна подвести авторитетная комиссия, состоящая из крупных ученых, опытных педагогов, представителей заинтересованных общественных организаций, органов государственной власти", - заявила она.

Еще одна проблема - загруженность педагогов. "Никто и тем более ничто, никакой искусственный интеллект не заменит учителя в воспитательной работе. Это труд, требующий глубоких знаний, умений, творческого подхода, а также времени", которого учителям в современной школе не хватает. "Настало время не только в бизнесе, но и в школе жестко упорядочить проверки, представление отчетности, отказаться от всего того, что не связано с деятельностью учителя как преподавателя и воспитателя", - уверена сенатор.

Третий аспект - переоценка роли цифровизации в системе образования. "Складывается впечатление, что стремительное развитие информационных технологий рождает у немалой части экспертов, должностных лиц убеждение: "цифра" может все. В том числе и в школе, образовании. Я бы назвала эту позицию, мягко говоря, не совсем верной", - отметила Валентина Матвиенко.

"Школа не транспортное предприятие, которое отгружает знания клиентам - ученикам. Ее миссия в том, чтобы обеспечивать становление и развитие личности", научить детей и молодежь "думать, чувствовать, сопереживать, различать добро и зло, красивое и безобразное, помогать становиться гражданами, патриотами, созидателями достойного будущего своего Отечества".

Глава Совфеда уверена, что здесь не поможет никакой алгоритм, в основе должен быть учительский труд, главные составляющие которого - методическое мастерство, творческий подход в приобщении школьников к знаниям, открытость, искренность в общении с ними.

"Знаю, что этим проблемы школы не заканчиваются. Есть и другие. Но они решались и будут решаться. Российская школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна на них ответит", - уверена Валентина Матвиенко.

Полная версия здесь.