Но война не пощадила училище - многие школы и институты многострадального города разрушены украинскими снарядами. Тем не менее, как рассказал нам начальник управления образования Мариуполя Вячеслав Мирошниченко, максимальное количество школ города с 1 сентября приступило именно к очной форме обучения.
- Мы уже столько повидали, нас не напугать, - говорит нам Мария Леонтьева, ведущая в школу двух нарядных первоклашек.
Корпуса мореходки разбиты почти все: окон не осталось, стены разрушены снарядами, побиты пулями.
- Ничего нас не остановит, - говорит Владимир Литвиненко. - Песок, цемент есть, сами строим и латаем. Все делаем сами, ведь ребята хотят учиться. Мы уже своих офицеров так называем: капитан кок, капитан каменщик - да вот он кстати идет, знакомьтесь!
Тот, кого назвали капитаном каменщиком, оказался преподавателем в форме старшего помощника капитана. Старпом Александр Иванов рассказал, что действительно вместе с другими учителями восстанавливает стены корпусов - пока тепло, пробоины от снарядов не мешают проводить занятия, но к зиме все надо доделать.
А ведь, по свидетельству директора, сотрудники института, а их тут 58, уже пять месяцев не получают зарплату. Севастопольский университет обещал выдать ее первым 20 сотрудникам. Но те решили разделить полученные деньги на всех.
Тем временем под звуки горна первокурсники строятся на плацу - 64 курсанта-новобранца. А напротив, как всегда, - родственники. Улыбки, слезы радости. Вынос знамени. За курсантами важно выходит кошка Мотя - прибилась к преподавателям, когда они прятались в подвалах от украинских обстрелов, да и осталась тут жить.
- Мы сделаем из Мариуполя самый красивый город страны, и я в это верю, - сказал советник главы ДНР Игорь Кимаковский.
А капитан Виктор Мироненко приказал: "Заберите все знания у ваших преподавателей".
С 1996-го года мариупольская мореходка - единственный вуз на юго-востоке Украины, где готовят квалифицированных специалистов морских судов - комсостав, штурманов, судовых механиков. Она даже стоит на улице Черноморской. Была филиалом Одесской морской академии, нынешние же новобранцы зачислены в Севастопольский государственный университет. Севастополь помог формой для курсантов, методичками.
Без специальной подготовки на судне невозможно работать. Институт задействовал новейшие морские тренажеры, учебное судно, библиотеку с фондом в 40 тысяч книг и музей морского флота. - Правда, украинские мародеры все это во время боевых действий разграбили, украли даже ордена из музея, - сетует директор. - Теперь бы вот судно наше учебное отстоять и починить, сейчас оно в порту, "Механик Пономаренко" называется.
Есть на курсе и две девчонки. Мариупольки Анастасия Куксенко и Марина Колбица, 17 и 18 лет от роду, выбрали специальность менеджмент: "Будем работать на лучшие судоходные компании мира! Родные нас поддержали в выборе профессии. Документы наши сгорели во время обстрела, но удалось быстро восстановить".
Многое нужно восстанавливать в разрушенных школах и институтах Мариуполя. - Мы все сделаем сами, - говорит директор Владимир Литвиненко "Российской газете", - вы только немного нам помогите. Помогите нам встать с колен!