Почему в Барнауле нет полноценных парков

"Российская газета" последовательно поднимает проблему сохранения "зеленого каркаса" Барнаула. Выскажу здесь несколько соображений на эту злободневную тему. Сегодня крупные города мира - Сингапур, Лондон, Париж, Сидней - следуют концепции: "Не парк в городе, а город в парке". Чтобы человек выходил из дома и сразу попадал в зеленую зону, значительно приближенную к природе. Это такая же жизненно важная инфраструктура, как автодороги, системы тепло-, электро- и водоснабжения, канализации.

А что в Барнауле? Начиная с апреля "Изумрудный" критически переполнен горожанами, особенно по вечерам и в выходные. И все потому, что полноценных парков в краевом центре нет. Площадь городского парка по нормативам, если исходить из старых советских правил, должна составлять как минимум 15 гектаров, и не менее 78 процентов его территории требуется озеленить. Для нашей климатической зоны на гектар должно приходиться минимум 300 деревьев и 2 400 кустарников. Плюс к этому благоустройство - дорожки, скамейки, освещение.

Ни один из барнаульских парков под эти нормативы не подпадает. Возможно, "Юбилейный" соответствует по озеленению, потому что из-за заброшенности зарос напрочь, но там нет никакого благоустройства. А "Изумрудный" надо еще лет пять восстанавливать и облагораживать. В Барнауле выросло целое поколение горожан, которые не знают, что такое парк. При этом есть предприниматели, заинтересованные в такой ситуации. Потому что люди вынуждены идти в псевдопарки, где тратят кучу денег на всевозможные аттракционы, развлечения и в пунктах уличной торговли.

К счастью, в последние годы наметился позитивный тренд. В Барнауле началось возрождение парков "Изумрудный" и "Юбилейный", Мизюлинской рощи. Это дает надежду на прекращение негативных тенденций последних тридцати лет и восстановление "зеленого каркаса".

Что нужно менять и сколько это будет стоить? Я примерно подсчитал, сколько понадобится средств на создание еще пяти общегородских парков формата "Изумрудного". Это порядка двадцати миллионов рублей за один благоустроенный парковый гектар. Пять парков - 1,5-2 миллиарда. Для краевого центра это вполне адекватные деньги, тем более что речь идет не об одномоментном транше, а периоде в пять лет. Плюс, по оценке экспертов, около десяти процентов от того, чтобы было потрачено на благоустройство, придется тратить на содержание парков. И это разумный, рачительный подход.

В этом вопросе все упирается в наличие двух факторов - общественного запроса и политической воли. Общественный запрос идет от активных граждан, экспертного сообщества, но большая часть горожан пока пассивна. Кстати, одно из объяснений, почему в Индустриальном районе Барнаула до сих пор нет нормального парка, вытекает из того, что здесь живет много молодежи, в том числе приезжей. Им пока не до зеленых зон - выплатить бы ипотеку, обжиться на новом месте и закрепиться на работе. Но это до поры до времени.

Парковая революция идет во всем мире, в нее вовлечены Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Казань. Наши люди все это видят и задают вопрос: "А Барнаул?" СМИ регулярно поднимают тему. Общественный запрос будет расти. Вспомните, каким он был лет десять назад - на качество дорог. И проблема в целом была решена, произошел качественный рывок. Теперь, хотим мы этого или нет, главной болевой точкой становятся парки и "зеленый каркас" Барнаула. Средства можно найти. В краевом центре созрели предпосылки для присоединения к парковой революции, это жизненно важный тренд в конкуренции с другими городами. Надеюсь, политическая воля будет проявлена.

Напрашивается появление некоей централизованной структуры, которая бы этим занималась. Это не упрек существующим городским органам. Но я не представляю, как небольшой "Горзеленхоз" управляется во всем возом проблем, связанных с зелеными зонами Барнаула. Есть еще и юридический момент. Наши парки находятся на неразграниченной территории формально под управлением края. Краевая власть могла бы передавать эти территории своим же учреждениям в безвозмездное пользование.

Почему "Юбилейный" с площадью в 51 гектар остается бесхозным три десятка лет? Кадастровая стоимость участка - 1,5 миллиарда рублей. Только за аренду надо платить около 22 миллионов в год. А частному бизнесу нужно еще вкладывать средства в реконструкцию и содержание. "Отбить" огромные вложенные деньги вряд ли будет возможно.

Есть и организационные аспекты. Любой грамотный управленец знает, что такое экономия на масштабе. Определенную модель управления на одной территории можно масштабировать и транслировать на другие. В "Изумрудном" есть машина по пересадке деревьев. Она дорогая, но с ее помощью можно за год создать новый парк - посадить деревья-крупномеры. В "Изумрудном" пересадчик окупил себя уже три раза и сейчас не очень востребован - пусть работает на других территориях. То же самое касается измельчителя древесины. Хотим купить еще измельчитель пней, и эта машина тоже могла бы работать на весь город.

Не скрою, в Фонде имущества Алтайского края мы изначально рассматривали "Изумрудный" как пилотную площадку в вопросах общественного проектирования и управления подобными территориями. Тут используются и социологические опросы населения, и стратегические сессии заинтересованных лиц, и мнения экспертных сообществ. Другой момент связан с необходимостью управления территорией совместно с общественностью. Лишь при таком условии она будет развиваться полноценно.

Наглядный пример: доктор биологических наук из АлтГУ Марина Силантьева одним только звонком спасла в "Изумрудном" несколько десятков посаженных нами минувшей осенью елей. Весной в парке еще лужи стояли, а Марина Михайловна уже забила тревогу: "Срочно поливайте ели!" У них еще слабая корневая система, и они не могут собирать воду вокруг себя.

Какой эффект дают парки для экономики города и региона? Тут, конечно, надо бы экспертному сообществу выработать методику расчетов. Но если вспомнить советскую практику, то все просто - ориентироваться надо на количество людей, посещающих парк. .