Говорят, что национальная валюта - зеркало технической зрелости выпускающей ее страны. Так ли это?
Дмитрий Долгушев: Конечно. Лишь немногие страны могут позволить себе печатать деньги. Большинство прибегает к услугам коммерческих организаций, порой за пределами своих границ. Россия же, владея необходимой технической базой, это делать может. Руководитель Гознака Аркадий Трачук высказывался на сей счет: в мире есть запатентованные приемы печати, особые типографские находки, но у нас уполномоченная компания опирается на собственные разработки, никого не копируя. Озвучил он и себестоимость печатания денег в мировой практике: в среднем тысяча банкнот невысоких номиналов обходится в 20-30 долларов.
Существует зависимость между внешним видом дензнака и стоимостью исполнения: чем проще банкнота, тем, по идее, дешевле? Но их "визуализация" - это еще и престиж страны, лицо денежно-кредитной системы?
Дмитрий Долгушев: По своей сути деньги - утилитарный инструмент. Как молоток. Но ведь с хорошо сделанным инструментом приятно взаимодействовать. Он эргономичен, хорошо ложится в руку, не вызывает раздражения. Деньги, на мой взгляд, тоже должны греть душу не только номиналом. Это понимают крупные мировые фирмы-производители банкнот и оборудования для них, устраивая рекламные смотры возможностей. Они даже проводят конкурсы, определяя самые красивые банкноты. И наши купюры, к слову, неоднократно были в числе фаворитов.
Если же вспомнить историю, специалисты в числе наиболее эстетичных и гармоничных дензнаков называют царские ассигнации начала ХХ века. Они сделаны с большим вкусом. Например, известная 100-рублевая банкнота - "Катенька", на которой изображена императрица Екатерина II. В обиходе она была известна еще как "косуха", потому что взгляд монаршей особы устремлен не прямо, а вбок. Отсюда, кстати, корни сегодняшнего просторечного названия тысячерублевой купюры - "косарь". Но это, как видим, не ее слава.
Насколько внешний вид дензнаков зависит от характера времени?
Дмитрий Долгушев: Очень сильно. Деньги историчны по своей сути, время материализуется в них. Бумажные ассигнации на Руси появились в 1769 году, когда на престоле была Екатерина Великая. Выглядели они тогда просто - как одноцветный номерной чек, где прописью указан номинал с автографами ответственных лиц. Был еще, правда, двуглавый орел, но без короны. "Короновал" его уже Александр I в 1802 году.
А вот после наполеоновских войн стал набирать популярность стиль ампир, с которым связывали тогда идею государственной независимости, поэтому на банкнотах того периода получили распространение характерные виньетки и бордюры, окружавшие самодержавные регалии - скипетры, короны, венцы. Однако уже в эпоху Николая I произошел поворот в сторону романтизма, для которого характерен интерес к отечественной истории. На это живо отреагировала денежная система. Символика банкнот тогда была выдержана в псевдовизантийском стиле, содержала изображения церковных закомар, арок, колонн.
Реформы, характерные для правления Александра II, нашли отражение и в денежной стилистике: на купюрах стали печатать вензель императора. Государь как бы лично гарантировал их надежность. Утверждению державной мощи способствовали также появившиеся на ассигнациях портреты государственных деятелей прошлого - Дмитрия Донского, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, Екатерины II.
То есть рубль становился все более помпезным?
Дмитрий Долгушев: Нет. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов его, напротив, старались сделать подчеркнуто "народным". Царский вензель стал соседствовать с изображениями деревянных палат, деталей резных иконостасов, орнаментов старинных рукописей. Этот его новый облик внедрял в общественное сознание мысль о защите государем национальных интересов, вековых традиций и устоев. А еще подчеркивал общие корни всех сословий - дворянства, купечества и крестьян. Он словно бы идеологически обосновывал политику поддержки нарождающегося капитализма. Ну и, как я уже говорил, вершиной образа национальной валюты эксперты называют "николаевский" рубль, который по своей утонченности превосходил даже классические гравюры. Эта основательность была сопоставима с его надежностью.
Тогда, по логике, после революции рубль должен был отринуть прошлое и упроститься?
Дмитрий Долгушев: В общем-то так и было. В оборот поступили совзнаки с упрощенным дизайном. Но уже после реформ 1922-1923 годов на советском рубле появляются изображения молодого красноармейца, крестьянина, рабочего, в конце 1930-х - шахтера, воина и летчика. Образы героев первых пятилеток тиражировались вплоть до 1947 года, когда на крупных купюрах их сменил вождь мирового пролетариата. Но, что характерно, эта серия уже перекликается с царскими ассигнациями - цветовой гаммой, формой, мелкими деталями фона.
А новшества, внесенные в дизайн в 1961 году, завершили канонизацию незыблемости строя. Однако наступили 1990-е, когда события стали мелькать, как в калейдоскопе, и дензнакам пришлось искать новую "одежку". В это время подходы формировались методом проб. Первые российские деньги 1992 года были с подписью тогдашнего председателя ЦБ Григория Матюхина, но в последующем практика не прижилась. Изображения знакомых нам банкнот "городской" серии возникли в середине 1990-х, хотя в обращение стали поступать постепенно. Последняя, пятитысячная, купюра - в 2006-м, а дополнили эту серию 2-сотенными и 2-тысячными банкнотами в 2017-м. Сегодня же под новый стиль модернизируются дензнаки номиналом 100 рублей. Кстати, знаете, что на новой сотенной зашифрован год ее выпуска? Зампред Банка России Сергей Белов рассказывал: хотя на презентации банкноты и не говорилось об этом, специалисты обратили внимание на изображение часов на Спасской башне, стрелки показывают 20 часов 22 минуты. Если соединить цифры, получается 2022.
Способность банкнот "постоять за себя", обрастая степенями защиты, тоже эволюционировала в сторону усложнения?
Дмитрий Долгушев: Даже екатерининские ассигнации были с фигурными водяными знаками. Но подделки случались, принимая иногда курьезные формы. Наполеон, готовясь к русской кампании, напечатал огромное количество банкнот, собираясь в России расплачиваться за провизию, однако подвели орфографические ошибки. На банкноте должно было значиться: "Объявителю сей государственной ассигнации платить в ассигнационный банк 10 рублей ходячею монетою". Вместо этого напечатали "холячею".
Наполеон был одним из первых крупных фальшивомонетчиков?
Дмитрий Долгушев: Еще сэр Исаак Ньютон предлагал кардинальные меры, чтобы оградить монеты от подделок и порчи - наносить на ребро и край узнаваемый узор. Процесс гурчения был нужен, чтобы края серебряных и золотых монет не спиливали и было видно, что они подлинные.
Замечены в изготовлении фальшивых ассигнаций, гласит история, и двоюродные деды нашего великого поэта - Михаил Пушкин, занимавший видное положение в мануфактур-коллегии, и его брат Сергей. Причем делали это не в родных пенатах, а на территории Европы. Правда, потом раскаялись и прекратили этот промысел.
Насколько хорошо в сравнении с иностранной валютой сегодня защищена наша?
Дмитрий Долгушев: Степеней защиты достаточно. Есть и методика проверки, предлагаемая гражданам: потрогай, покачай, посмотри на просвет, чтобы увидеть элементы, которые помогут оценить купюру. Некоторые из защитных признаков даже не разглядеть невооруженным глазом. Микротекст использовался и раньше, но фигурки людей и животных, которые складываются в фоновую картинку, впервые появились на 5-тысячной банкноте. Их можно увидеть лишь через лупу или на камере смартфона, увеличив изображение.
Считается, что человеку достаточно знать не менее трех признаков подлинности. На самом деле степеней защиты современных денег гораздо больше. Создатели банкнот не раскрывают всех секретов, чтобы не помогать фальшивомонетчикам. Это закрытая информация. Точно так же поступают зарубежные коллеги, оберегая от преступных посягательств свою валюту.
Мир быстро переходит на безналичные расчеты. Означает ли это, что бумажные деньги постепенно уйдут в прошлое?
Дмитрий Долгушев: Студентам, которых знакомлю с налично-денежным обращением, я обычно задаю вопрос о том, какие расчеты они предпочитают. Если раньше четкого ответа не было, сегодня большинство за безнал: говорят, так удобнее. В 2018 году доля безналичных платежей в стране составляла 55 процентов, в начале нынешнего - уже 75. Жители Южного Урала за первый квартал 2022-го заплатили по безналу 250 миллионов раз, количество таких операций в сравнении с аналогичным периодом 2021-го выросло на 18 процентов.
И тем не менее дензнаки живут. Пропадет электричество или интернет в каком-нибудь населенном пункте, и тут же закончатся электронные деньги. Вывод: нужны и те, и другие, нельзя опираться в финансовой сфере только на одну ногу. Даже в Швеции, где дальше других продвинулись на пути безнала и, по статистике, только 9 процентов населения используют наличные расчеты, от них не готовы полностью отказаться. Иначе будут ограничены права части людей.
Но с развитием безнала количество банкнот в стране уменьшилось?
Дмитрий Долгушев: Не сказал бы. На 1 июля 2022 года суммарная денежная масса наличных достигла 14 триллионов рублей - больше, чем когда-либо. Рост можно связать с пандемией, другими событиями последнего времени. Люди выводили свои активы с депозитов, чтобы держать дома в виде подушки безопасности, впрочем, потом вновь несли в банки.