03.09.2022 16:46
Поделиться

Кто победил на фестивале "Волгоградский факел"

На исходе лета в Волгограде в первый раз состоялся российский кинофестиваль "Волгоградский факел". Но вопреки фестивальной "локации", "освященной" знаменитой скульптурой Родины-матери на Мамаевом кургане, и слогана нового смотра - "Царицын - Сталинград - Волгоград… Времена меняются, героизм остается", - все три конкурсные программы фестиваля лишь "зацепили" тему подвига.
Кинопоиск

Зато акцент на героизм был сделан во внеконкурсной программе, которую демонстрировали прямо на берегу Волги на верхней площадке центральной набережной города, в паре шагов от Аллеи героев и в двух километрах от легендарного дома Павлова.

И от этой географической близости и рассказ о реальном подвиге двух летчиков, служивших в современной Сирии ("Небо" Игоря Копылова), и даже локальная история про спасенную собаку в опустевшей деревне под блокадным Ленинградом ("Африка" Дарьи Биневской) - прозвучали особенно пронзительно. А современность актуализировала до градуса кипения снятую в прошлом году документальную картину Алексея Егорычева "Помнить поименно", посвященную сохранению памятников советским воинам-освободителям на территории Евросоюза.

Из 12 фильмов, представленных в короткометражном конкурсе, жюри под предводительством продюсера и актера Александра Тютрюмова лучшим фильмом признало "Снег" Алены Олейник о маленьком мальчике, загадавшем Деду Морозу желание, чтобы его папа-подводник вернулся домой. Лучшим же режиссером назвали Алексея Красноцветова, снявшего новеллу в духе Леонида Гайдая "Здесь жил и работал".

Любопытное совпадение, но из трех комедий, показанных в Волгограде, две созданы авторами из Санкт-Петербурга. Вторая комедия - "Бабки" с Ольгой Волковой, Сергеем Мигицко и Анной Алексахиной - режиссерский полнометражный дебют Никиты Владимирова, которому еще нет 30, а за его плечами и лихие "Бабки", и печальная комедия "Родители строгого режима", и спродюсированные им "Карп отмороженный". Еще одна его работа как продюсера - роуд-муви "День мертвых"- также была показана волгоградцам. В итоге новый кинофестиваль на Волге Владимиров покинул, увозя два "волгоградских факела" - за сценарий фильма "Бабки" и лучшую женскую роль, которая досталась Агриппине Стекловой, сыгравшей мать в "Дне мертвых".

В номинации "лучшая мужская роль" победил Юрий Назаров, чье появление в драме "Колокол надежды" о детях, по воле судьбы оказавшихся в детдоме - как камертон для юных актеров. И хотя сам фильм не был отмечен, жюри отдельно поблагодарило его создателей режиссера Александра Кулямина и продюсера Юрия Кузнецова-Таежного (его все знают как Михаила Круга в биографическом сериале) за возвращение подросткового кинематографа…

О детдомовцах и "Мятный пряник", печальная и в то же время дарящая надежду на лучшее картина Андрея Карасова. В этом фильме настолько плотно оказалась спаяна работа всех актеров - от самых юных Матвея Павлова и Давида Литовченко до Инны Чуриковой, которая с невероятной достоверностью может договариваться с небесной канцелярией - что жюри присудило спецприз картине "За актерский ансамбль и неувядающее обаяние Инны Чуриковой".

Гран-при жюри под председательством Сергея Никоненко получил фильм Веры Сторожевой "Мария. Спасти Москву" о событиях, развернувшихся накануне битвы за Москву 1941 года. И помня, что Никоненко играл генерала Родимцева, чья героическая дивизия помогла командарму Чуйкову удержать Сталинград, кажется, что военная драма Веры Сторожевой была просто "обречена" на победу на первом волгоградском кинофестивале.

Нельзя не упомянуть Павла Подашова - хоть его фильм "Метеорит" удостоился "лишь" поощрительного специального диплома "За творческий поиск". Подашов - не только волгоградец, он не единственный участник фестиваля с волгоградскими корнями. Но он принципиально работает в родном регионе, выискивая потаенные или просто завораживающей красоты уголки Заволжья.

Именно красота на этот раз берега моря Лаптевых, где находится самая северная точка Евразии, принесла победу "Белой земле" Айаала Адамова - документальной 15-минутной поэтической элегии о празднике оленеводов. "Это была единственная в конкурсе жанровая документалистика, напоминающая работы Роберта Флаэрти (один из основоположников мирового документального кино, который известен прежде всего своими кинонаблюдениями за реальной жизнью эскимосов - прим. Ред.) Здесь нет слов, по режиссуре все просто, но зрителя затягивает этот фантастический белый мир. Получилась настоящая поэма", - заметила председатель жюри, продюсер, директор московского Дома Кино Екатерина Головня. В свое время Айаал - якутский блогер, КВНщик, режиссер, сценарист и, наконец, рэпер, - рассказал о родном крае в клипе "Мой хотон всегда свеж". А теперь Айаал - ученик мастерской Александра Сокурова и, возможно, Адамов скажет свое слово не только в якутском кинематографе…