Миссия МАГАТЭ оценила обстановку на Запорожской станции

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси по возвращении из поездки на Запорожскую атомную электростанцию (ЗАЭС) подтвердил, что физическая целостность энергетического объекта была нарушена в результате обстрелов. При этом станция продолжает функционировать, а между находящимися на ее территории экспертами выстроены профессиональные отношения.
Гросси даже не предполагал, что АЭС могли обстреливать тяжелыми реактивными "Ураганами".
Гросси даже не предполагал, что АЭС могли обстреливать тяжелыми реактивными "Ураганами". / Иван Егоров/РГ

По прибытии в Вену Гросси провел брифинг для журналистов, где рассказал о результатах визита. По его словам, инспекция на ЗАЭС продолжалась недолго, но за это время удалось сделать немало. "Что касается идеи, которую я видел в ряде комментариев и реакций, о том, что нам что-то не показали, нас не пустили. Мы увидели, что я просил увидеть, все, что я потребовал", - уточнил Гросси, развеяв домыслы относительно того, что от проверяющих из МАГАТЭ могло что-то ускользнуть. В руководстве военно-гражданской администрации города Энергодара уточнили, что Гросси показали остатки использованных украинских ракет и места попаданий, в том числе по хранилищам ядерного топлива.

По словам главы ВГА Энергодара Александра Волги, "это и площадка, которая хранит отработанное ядерное топливо, рядом с которой неоднократно падали снаряды. Гросси все это, естественно, увидел, оценил, прекрасно понимая, что также были удары с боевых дронов, нанесенные непосредственно по подстанции". Руководитель инспекции МАГАТЭ также побеседовал с жителями населенного пункта, где расположена станция. Люди вручили ему обращение с призывом остановить украинские провокации в отношении АЭС.

В Киеве остались крайне недовольны результатами поездки миссии МАГАТЭ на Запорожскую атомную станцию

Для большей наглядности при описании ситуации на ЗАЭС Рафаэль Гросси в общении с прессой использовал разные цвета, в частности красный и желтый. "Что касается физической безопасности станции, то здесь, безусловно, красный цвет. Мы видели следы военных действий вокруг станции, повреждения на зданиях. Физическая целостность станции нарушалась несколько раз", - заявил глава МАГАТЭ. Однако несмотря на это, по оценке миссии, на станции обеспечивается поддержание работы систем ядерной безопасности. "Использовал бы желтый сигнал для описания состояния этих систем", - продолжил Гросси. По его словам, наблюдались некоторые сбои по причине повреждения кабелей и систем передачи информации. ЗАЭС продолжает работать на профессиональном уровне. Такая деятельность поддерживается украинским персоналом энергетического объекта, российскими ядерными экспертами и военнослужащими. "Они работают вместе, обслуживают два реактора, действующие сейчас, в том числе и пятый, который пару дней тому назад отключался, а теперь снова действует", - уточнил генеральный директор МАГАТЭ. Гросси обратил внимание, что Запорожская атомная электростанция является огромным предприятием, которому требуется большое количество запасных частей. И с этим в настоящее время проблем не имеется. Наряду с этим Гросси указал на важность устойчивого обеспечения внешнего снабжения станции электроэнергией. Глава МАГАТЭ лично убедился в том, что на станции в рабочем состоянии находятся два электрогенератора.

В МАГАТЭ подчеркнули, что будут делать свою работу профессионально, без оглядки на политическую подоплеку. "Говоря открыто, в этой игре достаточно политических игроков и людей, говорящих, что они думают, обвиняющих тех или других", - сказал Гросси. При этом он уточнил, что возглавляемая им международная организация должна оставаться собой и делать свою работу. "Когда людям нравится, что мы говорим, они нас поощряют, если нет, то говорят, что генеральный директор - марионетка или что нами манипулируют. Нами никогда не манипулируют", - резюмировал руководитель МАГАТЭ. По словам Гросси, на ЗАЭС остались шесть экспертов, четверо из которых покинут Энергодар в ходе текущей недели. Планируется, что впоследствии на длительный срок на объекте останутся двое специалистов.

По мнению генерального директора МАГАТЭ, для обеспечения безопасности станции требуется постоянное присутствие представителей международной организации. В ООН позитивно оценили такое решение. "Мы приветствуем, что двое инспекторов МАГАТЭ смогут остаться на станции и держать нас в курсе того, что там происходит", - отметила сотрудница пресс-службы ООН Эри Канэко. В России также поддержали делегирование на ЗАЭС двоих экспертов агентства. "Мы это приветствуем, поскольку международное присутствие призвано развеять многочисленные спекуляции в отношении положения дел на ЗАЭС", - сказал постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов. Однако, в Киеве остались крайне недовольны результатами поездки миссии МАГАТЭ. Так, российский эксперт-атомщик Ренат Карчаа, который показывал делегации экспертов из МАГАТЭ результаты обстрелов атомной станции украинскими военными, был в спешке внесен в украинский санкционный список.

Своими глазами

Атака камикадзе

То, что российские и иностранные журналисты 1 сентября смогли доехать до Энергодара и на Запорожскую АЭС и встретить там миссию МАГАТЭ во главе с генеральным директором организации Рафаэлем Гросси, иначе чем чудом назвать нельзя. На самом деле наша группа выдвинулась в Энергодар еще накануне. Но на полпути нас развернули. Оказалось, что гостиницу, в которой мы должны были жить, - обстреляла украинская артиллерия. Развернули - с украинской стороны - и Гросси с делегацией, сославшись тоже на обстрелы Энергодара, правда, как всегда, "российскими военными". Следующий старт - уже 1 сентября в 5 утра. По дороге начался сильный ливень с грозой и громом.

"Ну, по такой погоде ВСУ точно будет сложно обстреливать станцию и нашу колонну", - делимся с коллегами впечатлениями. И мы почти угадали. Украинцы не начали стрелять - они примерно в 5.30 утра высадили до 60 диверсантов на моторных лодках и катерах на берег Каховского водохранилища рядом со станцией. Они, видимо, тоже рассчитывали под дождем и молниями, что их не заметят. Но их заметили. Вообще сложно понять, что в голове у людей, планирующих операцию на абсолютно открытом на десятки километров пространстве с редко растущими на песке низенькими соснами. Тем более - против объекта, который уже сам по себе практически неприступен, тем более - при наличии вооруженной охраны и при поддержке артиллерии и авиации. Так и вышло. Диверсантов разметали артиллерийским огнем и авиацией, а потом добивали в дачном поселке. Нас остановили в лесополосе под прикрытием деревьев, а Гросси - опять не пропустили через пункт пропуска. На это раз, согласно версии украинских СМИ, в "Энергодаре воевали противоборствующие российские военные группировки". Сами украинцы, видимо, рассчитывали к приезду Гросси каким-то чудом захватить станцию, зачистить следы своих обстрелов и вывалить кучу российских осколков и удостоверений "офицеров ГРУ, которые минировали реакторы и готовили их к взрыву".

Спустя время, получив добро на движение, мы наконец доехали до Энергодара, но вместо АЭС попали сразу в бомбоубежище - в городе началась канонада. Глухое эхо разрывов было слышно даже под землей. Наконец, к обеду все более-менее стихло, и эксперты МАГАТЭ, представители десяти стран - Албании, Иордании, Италии, Китая, Литвы, Мексики, Польши, Сербии, Северной Македонии, Франции - и журналисты доехали до атомной станции.

То, что Гросси на станции встретили не только российские журналисты, но и более 30 иностранных, в том числе французы, датчане, немцы, итальянцы, китайцы и многие другие, повергло гендиректора МАГАТЭ в неменьший шок, чем последствия обстрелов станции.

"Какие выводы может сделать комиссия МАГАТЭ после увиденного", - начали наперебой спрашивать Гросси иностранцы. Впрочем, он сам еще толком ничего не увидел, поэтому попросил коллег-журналистов не мешать работе. После чего с представителями "Росатома" начал обход всех 8 мест обстрела атомной станции.

В первую очередь Гросси показали последствия обстрелов АЭС. Например, поврежденный водопровод системы охлаждения и станцию жидкого азота, куда был первый прилет снаряда. А также полностью выбитые взрывом стекла в административном корпусе, где трудятся исключительно местные гражданские специалисты. Еще показали пробитый многотонный резервуар с машинным маслом, из которого оно постепенно вытекает, образовав уже небольшое озерцо. Показали Гросси и обломки дрона-камикадзе польского производства 2022 года, который нес на себе от 300 до 500 граммов гексогена, что соответствует полутора килограмма тротила. А еще - пробоину в крыше одного из ядерных цехов и хвостовик ракеты системы залпового огня "Ураган". Она отработала кассетной головной частью, начиненной осколками-ромбиками, по еще одному административному зданию и воткнулась в землю всего в 20 метрах от хранилища отработанных урановых стержней. Причем этот прилет был утром без пяти минут 9. То есть именно то время, когда на станцию приходит новая смена.

"Можно определить, откуда велась стрельба?" - качая головой и записывая что-то в блокнот, спросил Гросси у сопровождавшего его представителя "Росатома" Рената Карчаа. "Да, мы можем однозначно сказать, что обстрел велся с направления Марганца и Никополя, которые находятся под контролем Украины", - ответил ему Карчаа.

В итоге после всего увиденного Гросси сказал совсем не то, что хотели услышать в Киеве, а тем более в Вашингтоне и Лондоне . "Мы увидели самоотверженную работу персонала станции, несмотря на достаточно сложную ситуацию и обстоятельства. И мы должны знать, что весь мир это знает", - отметил Гросси.

Случайно или нет, но через день после этого на АЭС снова попытались высадиться диверсанты-смертники.

Подготовил Иван Егоров, Энергодар