04.09.2022 19:47
Поделиться

Грузопоток по Северному морскому пути будет расти

Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) может вырасти до 90 млн тонн к 2024 году, рассказали "Российской газете" в ФАНУ "Востокгосплан". Именно такие цифры прописаны в недавно утвержденной стратегии развития СМП, и они достижимы даже в современных условиях, считают специалисты. В 2030 году грузопоток должен вырасти до 216 млн тонн, в 2035 году - до 238 млн тонн.

В 2021 году грузопоток составил 35 млн тонн. То есть до конца десятилетия он должен увеличиться почти в семь раз. Планы масштабные, но предпосылки к этому есть. Ранее вице-премьер Александр Новак сообщал, что грузопоток по СМП в первом полугодии 2022 года превысил план на 5%.

"В ближайшие годы ожидается рост количества транзитных перевозок, что приведет к формированию СМП как международной транспортной артерии", - отмечают эксперты "Востокгосплана".

Грузопоток сопоставим с показателями прошлого года. Прежде всего по СМП перевозят нефть и газ

Тем не менее пока плановый грузооборот на СМП несильно отличается от показателей прошлого года. В 2022 году он составляет порядка 32-34 млн тонн, что сопоставимо с объемами перевозок в 2021 году. По предварительной оценке, в этом году уже перевезено более 20 млн тонн грузов.

Количество рейсов по акватории СМП, в том числе в балласте, на конец августа 2022 года сохраняется приблизительно на уровне прошлого года, заявляют также и в пресс-службе корпорации "Росатом". Сейчас число рейсов достигло 1472.

Прежде всего по акватории СМП перевозят нефть и газ. Около 80% от всех перевозимых грузов по СМП составляют сжиженный природный газ (около 19 млн тонн в 2021 году) и нефть (около 7 млн тонн в 2021 году) проектов "Ямал СПГ" и "Новый порт" соответственно. Кроме того, по пути перевозятся продукция и грузы компании "Норникель", строительные материалы для будущих проектов, социальные грузы. Также по Севморпути идут транзитные грузы, но в этом году эксперты ожидают снижения показателей в данной категории. Несмотря на сложную глобальную геополитическую ситуацию, в ближайшие годы перевозки транзитных грузов вырастут, так как при современных технологиях, включая атомный ледокольный флот, Севморпуть будет неизбежно развиваться, считают в "Росатоме".

Общий объем финансирования СМП до 2035 года, который утвердило правительство, составляет 1,8 трлн рублей. Предусмотрено строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата "Утренний", нефтеналивного терминала "Бухта Север", угольного терминала "Енисей". Запланировано строительство транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, создание порта-хаба Владивосток. Также планируется построить суда ледокольного флота, в том числе головной ледокол проекта "Лидер".

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Дарья Худякова