Правительство продлило временные меры по поддержке импорта

Правительство продлило временные меры по поддержке импорта. Всего продлены 37 мер из антисанкционного пакета, объявил министр экономического развития Максим Решетников.

"Это меры, конечно, регуляторные, связанные с упрощением грузопотоков и товарооборота внутри страны и при прохождении границы, защита интересов арендодателей перед арендаторами из недружественных стран, упрощение продажи отдельных видов лекарств. Второе большое направление - это поддержка импорта. Здесь продлен и параллельный импорт, и упрощенный порядок декларирования ввозимой продукции, и ускорение таможенных процедур. Все это будет дальше действовать", - рассказал Решетников.

Опрошенные "РГ" эксперты считают, что продление таких мер закономерно, так как они уже показали свою эффективность. "Судя по полкам в магазинах, мер по поддержке импорта вполне достаточно и тактически минпромторг вполне справляется с ситуацией", - считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов.

Меры поддержки импорта могут быть более радикальными по содержанию и более продолжительными

С другой стороны, в ситуации, с которой столкнулась российская экономика, эти меры могут быть более радикальными по содержанию и, что не менее важно, более продолжительными по сроку действия, считает старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Галина Баландина. "В частности, в условиях существенного роста транспортно-логистических и финансовых издержек на ведение внешнеэкономической деятельности, полагаю, что пошлины следовало бы обнулить на все товары, за редким исключением рынков, нуждающихся в протекционистских мерах поддержки отечественных производителей", - полагает она.

Дело в том, что кроме тактических задач по наполнению полок магазинов товарами следует быть готовым к продолжению недружественных действий других стран. "Недружественные страны имеют рычаги воздействия на крупные корпорации Китая, Индии, Азии и Латинской Америки. Можно ожидать усиления давления на них в плане пресечения параллельного импорта. Ну и рычаг давления на собственные производственные корпорации у США и европейских стран до конца не использован. Его применение сдерживают только опасения повредить бизнесу и как следствие, бюджету, вызвать социальные проблемы в собственном государстве", - предупреждает Чеглов.

Свести к минимуму ущерб от реализации этих рисков можно, если следовать курсу на снижение барьеров и поддержке бизнеса, который работает на внешнем контуре. "Необходима существенная либерализация административных барьеров в сфере ВЭД, а также дополнительные меры для обеспечения транспортно-логистической инфраструктуры на новых торговых направлениях - юг, восток; а также развитие институтов страхования, финансовой поддержки, консультационной помощи участникам ВЭД; расширение торгово-экономических связей и отношений с дружественными по отношению к России странами", - перечисляет Баландина.

Но и это не панацея, а всего лишь способ оправиться от шока и перестроиться. "В долгосрочной перспективе либо мы наладим свое обрабатывающее производство, либо вернемся в статус страны - поставщика ресурсов. Надежды на первое есть", - считает Чеглов.