- Не каждый имеет много средств, но вопрос здесь не столько в наличии и, тем более, не в размере этих материальных средств, а в отношении к этим средствам, - подчеркнул патриарх. - Если из большого количества денег человек не может помочь другому - это путь в ад, говорить тут не о чем. Если богатый человек не видит скорби другого и не помогает ему, ясно, что это путь в сторону от Бога, от Христа и от его царства.
Он обратил внимание нам то, что чем больше у человека денег, тем "больше ответственности за его земное существование".
- Если богатый способен отдать значительную часть своих средств другим, тем кто нуждается, тем кто страдает, вот тогда обладание богатством становится оправданным, - сказал патриарх. - Господь будет помогать ему увеличивать свои материальные возможности, покуда эти возможности служат другим людям, особенно находящимся в критической жизненной ситуации, - сказал патриарх.
Патриарх также отметил, что посильную помощь ближнему должны оказывать все, кто может, потому что "даже небольшая милостыня, в которой критически нуждается человек, соизмерима с даром богатого человека, речь идет не о масштабах помощи, а о самом факте - разделении своих ресурсов с другими людьми".
Тему проповеди задало евангельское чтение с повествованием о богатом юноше.
Выполнявший с юности все заповеди, он спрашивал у Христа, что нужно сделать, чтобы спастись. И Господь сказал ему, что для совершенства надо продать свое имение, раздать все нищим и прийти к Богу. И юноша отошел в печали.
По словам патриарха, эта история о богатом юноше имеет отношение не только к богатым и богатству, часто относительному, здесь затрагивается тема отношения человека к жизни.
- Если человек смотрит на окружающий мир сквозь призму достижения силы и могущества (ведь богатство дает такую силу, а сверхбогатство дает могущество), если он полагает, что подлинное счастье заключается в том, чтобы быть над другими, быть не таким, как все, - то он никогда не откажется от богатства и вообще от любой возможности возвыситься над окружающими. И поэтому в этих словах, в этой истории евангельской Господь осуждает всякое стремление человека к силе, если эта сила есть не что иное, как желание быть выше и сильнее других, подчеркнул патриарх
А вторая важная тема - зависть.
- Очень часто человек, не имеющий того, что хотел бы иметь, завидует другим, - сказал он.
Напомнив, что современная философия экономической жизни предполагает накопление богатств и "многие считают, что богатство непременно приносит пользу и что стремление к богатству есть правильный курс жизни", патриарх сказал, что "может, оно и так", но при условии, что богатый способен отдать значительную часть своих средств тем, кто нуждается, тем, кто страдает, тогда богатство становится оправданным.
- Мы знаем, что есть такие богатые люди, и мне приходилось с ними встречаться, которые от своего богатства дают так много другим, что от этого часто зависят и здоровье, и жизнь последних, - сказал он. - Вот дай Бог, чтобы наши богатые люди, родившиеся в православной стране и так или иначе связанные с Церковью, всегда помнили, что оправдание богатства здесь, на земле, выражается в том, что тебе перестают завидовать, тебя перестают считать врагом, а в будущем веке это богатство может обратиться во благо, если здесь служит благу других людей.