04.09.2022 21:27
    Поделиться

    Андрей Максимов: Школа боится всего непривычного и нового

    Вы никогда не задумывались, что в мировой истории было совсем мало великих педагогов, просто катастрофически мало. Если не считать Древнюю Грецию, то, по моим подсчетам, - шесть: Коменский, Песталоцци, Монтессори, Ушинский, Корчак, Макаренко. Кто-то добавит: Сухомлинский. По мне - он был излишне идеалогизирован. Кто-то кого-то прибавит, кого-то отнимет... Но все равно - уместимся в десятку.

    Представляете? А сколько было великих поэтов, актеров, ученых, политиков, писателей, режиссеров, композиторов... Гениев любых иных профессий на несколько порядков больше. Везде - сотни, а в педагогике - единицы.

    Вы никогда не задумывались, что с XVII, а то и с XVI века школа практически не изменилась? Поменялось все: от продолжительности жизни до путешествий; от еды до лекарств; от зрелищ до науки... А школа - нет. Контент, содержание образования изменилось сильно, а система образования - неизменна. Тридцать разных человек, с разным развитием, разными интересами, загоняют в класс - перед ними стоит учитель. И в XVI веке так, и в XXI.

    Из школьного обихода исчезли даже сами эти слова "призвание", "предназначение"

    Многочисленные исследования качеств, которые будут необходимы человеку для того, чтобы сделать карьеру в наступившем веке, показывают, что главное - это умение креативить. Еще очень важно - умение анализировать себя и работать в коллективе. Знания как таковые, просто некая вызубренная информация, сегодня никого не интересует. Знания нужны лишь как шаг к креативности. Если этого шага нет - знания бессмысленны. Мы вообще будем иметь в виду в наших школах, что интернет - это данность? Разве можно учить ребенка, вовсе не имея в виду, что одним нажатием кнопки он с легкостью получает информацию, за незнание которой ему ставят двойку?

    Вот с первого сентября принято решение отбирать у детей телефоны. Правда, не совсем понятно: их будут отбирать на весь учебный день или во время перемен возвращать? Если будут возвращать - возникнет неразбериха. Если не будут возвращать - возникнет масса проблем с оперативной связью, и не только с родителями. Сегодня оставлять делового подростка без связи на семь часов...

    Ну да ладно. Решение принято. Вопрос в том, как в этом решении отражается наше, взрослое, отношение к детям. У учителей, замечу, которые тоже не должны пользоваться на уроках телефонами, - их не отбирают. Почему отбирают у детей? В этом видно привычное отношение к школьникам не как к людям, а как к объектам воспитания. Здесь проявляется серьезная ошибка нашей школы: она создается так, чтобы главным был в ней учитель, а должен быть главным - ученик. Школа должна строиться так, чтобы ученику в ней было комфортно и удобно.

    Нам что всерьез кажется, что, если мы заберем у ученика телефон, он будет более внимательно учиться? Предрекаю возрождение "крестиков-ноликов" и других "бумажных игр". Внимание учеников можно заслужить одним - интересным преподаванием. Более ничем. Ребенок - это человек. А человека невозможно заставить с интересом учить то, что ему неинтересно и не нужно.

    Встречаясь 1 сентября со школьниками Калининградской области, президент России В.В. Путин сказал очень важные слова о том, что главная задача человека - найти себя, найти свое предназначение. Как бы хотелось, чтобы слова руководителя государства были услышаны "школьным начальством"! А то ведь у нас из школьного обихода исчезли даже сами эти слова "призвание", "предназначение".

    Нам что, всерьез кажется, что, если мы заберем у ученика телефон, он будет более внимательно учиться?

    Его заменила профориентация. Это тоже важно. Но профориентация - это про то, какие профессии востребованы в данный момент. А призвание - про то, ради чего тебя призвали на эту землю, какой-такой есть в тебе талант, чтобы раскрыть его и тем принести пользу людям. Вот про это, увы, наша школа не думает вообще. В школе человек должен понять, на каком поприще он хочет приносить пользу обществу.

    Когда я учился в школе, нам запрещали писать шариковыми ручками, потому что они-де портят почерк. И где сегодня перьевые ручки? Когда я слышу слова про то, что не будет ни электронных учебников, ни электронных тетрадей, - я вспоминаю про шариковые ручки. Мы живем в электронную эпоху, в эпоху гаджетов. Оградиться от этого невозможно. Когда я рукой в бумажный ежедневник записываю свои дела, молодые люди смотрят на меня с некоторым удивлением: зачем носить с собой ежедневник, если все может быть в телефоне? И они правы. Будущее всегда право.

    Мне кажется, нам пора понять, что сегодня отцы и дети живут в разных мирах. Когда у отца что-то ломается в телефоне, или он не может разобраться с компьютером, - он идет за советом к сыну. Есть вещи, про которые дети знают больше, чем отцы. Это по-своему уникальная ситуация в мировой истории, но она такова. Отцы могут по-прежнему учить детей "старым, казачьим способом", но будет ли в этом толк?

    Школа боится всего непривычного и нового. Видимо, таково ее свойство. И вопрос вот в чем: мы будем учить детей ладить с этим новым или будем его запрещать?

    И последнее. Нам бы очень не мешало научиться понимать своих детей исходя из того, что они - не наше повторение, а другие люди. Что они там такое находят в интернете, и почему он столь сильно на них влияет? Почему им так необходимы социальные сети? И как вообще на них влияет этот ненавистный многими взрослыми интернет?

    Наши дети - люди. Причем другие. Запретами с ними не справиться. А вот попытаться понять - можно. Конечно, если захотеть.

    Поделиться