Варшава и Берлин поспорили о перспективах репараций за преступления нацистов

Взгляд из Польши

Добрый дядюшка Шольц

Польша подготовит дипломатическую ноту в адрес Германии с требованием выплатить репарации за ущерб, нанесенный полякам в годы Второй мировой войны. С таким заявлением выступил премьер страны Матеуш Моравецкий, добавив, что Варшава полна решимости во что бы то ни стало заставить немцев вернуть должок.

В первый день осени польские власти взорвали информационную бомбу, объявив о публикации доклада об убытках страны из-за оккупации фашистской Германией. Поляки предъявили соседям астрономический счет в 1,3 триллиона долларов. Презентовавший доклад Ярослав Качиньский (лидер правящей партии "Право и справедливость") заявил, что указанная сумма - это еще и по-божески. И это при том, что еще в 1953 году Варшава официально сняла претензии по репарациям. Но в руководстве Польши никто униматься и не планирует: тамошние власти обещают и дальше рассказывать немцам о мучениях поляков в годы войны. Все тот же Моравецкий дал понять, что репарации - это отличный шанс для немцев обеспечить хорошие отношения с Варшавой в будущем. "Чтобы польско-немецкое примирение было образцовым, нам нужны компенсации, потому что без них между польским и немецким народами всегда будет чувство несправедливости", - приводит ТАСС слова "борца за правду" Моравецкого.

Тем не менее в самой Польше требования властей к Берлину оценивают крайне противоречиво. Если сторонники партии Качиньского с восторгом хлопают в ладоши, то польская оппозиция открыто заявляет: этот цирк нужен лишь для того, чтобы отвлечь население от экономических неудач нынешнего польского руководства и вернуть кредит доверия правящей партии, стремительно теряющей общественную поддержку. Популистский характер репарационной риторики прекрасно понимает и значительная часть польского населения. Согласно опросу Dziennik Gazeta Prawna, 37,6 процента респондентов выступили против такого демарша своих властей, а по результатам исследования известной газеты Rzeczpospolita таковых набралось уже 41,5 процента. Главный редактор этого издания Богуслав Хработа пояснил эти цифры: многие поляки отдают себе отчет в том, что столь наглый шаг бьет по национальным интересам самой Польши.

Польская оппозиция называет "цирком" требование репараций от ФРГ

Реальные мотивы польского демарша, разумеется, лежат на поверхности: в условиях энергетического кризиса в Европе и социально-экономического упадка Варшава тешит себя надеждой сорвать джекпот за счет виноватых немцев. Есть и другая, более прагматичная причина: Моравецкий и компания разыгрывают репарационную карту, чтобы добиться немецкого содействия по вопросу разморозки финансовой помощи от ЕС. А это ни много ни мало 35,4 миллиарда евро, которые Евросоюз собирался перечислить Варшаве в рамках постковидной поддержки, но так и не сделал этого под предлогом некорректного осуществления Польшей новой судебной реформы. В любом случае, требуя космических репараций от немцев, польские власти ни словом не заикаются о причастности самой Польши к геноциду и травле нескольких миллионов евреев в своей собственной стране в годы Второй мировой войны.

Взгляд из Германии

Спора нет

Германия ничего платить Варшаве не собирается. На следующий день после публикации доклада пресс-секретарь немецкого МИДа Кристофер Бургер заявил, что позиция Берлина остается неизменной - вопрос о репарациях Польше полностью и окончательно закрыт и никаких переговоров на эту тему Германия вести не намерена.

В немецком правительстве ссылаются на то, что Польша еще в 1953 году заявила об отказе от военных репараций и в последующие годы это свое заявление не раз повторно подтверждала. Исторической вины своей страны перед Польшей немецкие политики не отрицают. "Масштабы преступлений против польского народа, начавшихся 1 сентября 1939 года с вторжением вермахта в Польшу, невероятны", - писал уполномоченный немецкого правительства по германо-польскому сотрудничеству Дитмар Нитан в статье, опубликованной в партийной газете СДПГ. Нитан указывал на массовые убийства, грабежи депортации, угон рабочих на принудительные работы и другие преступления. Однако главным символом примирения двух стран, с точки зрения немецкого правительства, должны стать не репарации, а планируемый к открытию в Берлине германо-польский исторический центр. Заплатить Германия тоже готова, но исключительно в виде небольшого взноса в общий фонд, из которого будут финансироваться, например, двусторонние молодежные программы, направленные на укрепление взаимопонимания.

"ПиС знает, что репарационных выплат не будет, кто бы ни правил в Германии. Ни в одном суде мира иск о возмещении ущерба не увенчается успехом", - высказывает уверенность Дитмар Нитан. Польский историк и политолог Петр Майданчик тоже считает, что никаких выплат Варшава не получит. "Я не вижу шансов на получение репараций, хотя мы вполне может продолжать спорить на эту тему следующие 50 лет", - говорит он немецкому телеканалу ZDF.