Сейчас в России нет централизованной системы по перевозке детей в школы. В большинстве регионов за перевозку отвечают сами школы и их директора, а маршрут перевозки согласовывается профильными управлениями образования. В некоторых областях, например, в Калужской и Кировской, созданы спецорганизации, которые следят за автобусами и довозят детей до школ, но пока такой вариант, скорее, исключение из правил. В Москве и Санкт-Петербурге школьные автобусы и вовсе не нужны.
В прошлом году Общероссийское объединение пассажиров предлагало правительству создать единого транспортного оператора для управления перевозками школьников, но, как рассказали в организации, решения по данному вопросу пока нет. В Минпросвещения на запрос "РГ" не ответили. Всего, по оценкам объединения пассажиров, в стране порядка 20 тысяч школьных автобусов, централизованная система по перевозке детей в школы есть только в 3-4 регионах.
В Кировской области в рамках проекта "Опорная школа" с февраля 2018 года создана Единая Транспортная Служба (ЕТС), которая занимается школьными перевозками. По данным на 2021 год, ЕТС обеспечивала подвоз к месту учебы для более 1700 учеников областных и муниципальных школ. В ее распоряжении тогда было 219 автобусов.
Подобная централизованная система есть в Калужской области, там перевозками детей до школ и обратно занимается государственное казенное учреждение (ГКУ) "Школьный автобус".
В Удмуртии система перевозок больше курируется самими школами, тем не менее закупки автобусов там централизованно осуществляются через местное министерство образования. Затем автобусы ставятся на баланс муниципальных образований. Пока менять ничего не планируют, так как в системе четко определены все ответственные лица, которые работают на местах, а не в центре, говорят в местном правительстве. В республике используется 448 школьных автобусов, из которых 424 занимается ежедневным подвозом детей по 641 маршруту. Автобусные маршруты регулярных перевозок учащихся ежегодно, перед началом учебного года и в весенний период, обследуются межведомственной комиссией с привлечением представителей администрации района, органов управления образованием, дорожного управления и сотрудников ГИБДД (составляются акты, маршрутные карты, оформляются паспорта маршрутов). До конца этого года в республике ожидают завоза еще 55 автобусов.
Но, как рассказывают опрошенные жители региона, не всегда получается добиться, чтобы школьный автобус забрал ребенка и отвез до места учебы. В школе деревни Каменное (10 км от Ижевска) есть три автобуса, которые выполняют девять рейсов утром и вечером, возят детей. Однако Дарья Исакова, мать двоих школьников, уже два года просит, чтобы школьный автобус приезжал в микрорайон, где живет ее семья. От микрорайона до школы полтора километра: расстояние достаточное для организации перевозки детей, если исходить из стандартных требований. Но, к сожалению, дорога, которая проходит по деревне, этим требованиям не соответствует по ширине полотна и покрытию. К тому же нет остановочного пункта. "Но нас обещали внести то ли в проект плана, то ли в план проекта", - иронизирует Дарья.
В этом году путь до школы стал еще длиннее: федеральную трассу, проходящую мимо Каменного, реконструировали (сделали четырехполосной) и пешеходный переход через нее перенесли подальше. "Зато теперь у детей два обязательных урока физкультуры в день: туда два километра и обратно столько же. Спортсменами станут", - грустно шутит Исакова.
Согласно опросу Общероссийского объединения пассажиров, 90% директоров выступают за снятие с них полномочий по перевозке детей. Но все же решение о создании централизованной системы перевозок регионы должны принимать самостоятельно, отмечают в организации. Благодаря программе президента большая часть автобусов будет обновлена полностью, подчеркивают там. По отзывам директоров школ, автобусы работают порядка пяти-семи лет, в этот период они могут перевозить детей, поскольку они безопасны и не требуют ежедневного ремонта. Поэтому, чтобы автобусные перевозки детей бесперебойно работали, программы по обновлению парка должны запускаться каждые пять лет.
Режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов (в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты) продлен до 10 сентября 2022 года, 03.45 по московскому времени, сообщила пресс-служба Росавиации.