Вероника Олеговна, наш экспортный товаропоток переориентируется с Запада на Восток. Какие страны сейчас можно рассматривать в качестве основных торговых партнеров?
Вероника Никишина: Российский экспортный центр разработал сразу несколько инструментов, которые помогают компаниям переориентировать свои поставки и найти новых партнеров, в том числе на Востоке и в странах АТР.
Во-первых, у нас есть карта приоритетных направлений экспорта. В ней мы разделили все страны, на которые сейчас переориентируют поставки наши компании, на несколько групп. Первая - те, с кем уже налажены торгово-экономические отношения Это растущие платежеспособные рынки стран бывшего СССР.
Вторая - традиционные торговые партнеры России, где рост поставок возможен за счет роста рынка и освоения новых сегментов. Это крупные страны Азии и Ближнего Востока: Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Алжир и Иран.
Третья - рынки стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где позиции российских экспортеров пока не так сильны, но у которых большой потенциал роста. В эту группу входят 15 стран, в том числе Мексика, Бразилия, ЮАР, Индонезия и Таиланд. И четвертая - это группа небольших стран, имеющих точечный потенциал наращивания российских поставок. В этом списке - Сербия, Марокко, Кения и другие государства.
Во-вторых, в марте мы запустили уникальный продукт, в котором экспортеры могут найти самую актуальную информацию по странам и ограничениям, которые они вводят в отношении того или иного вида российской продукции. Это "Информационный бюллетень", который каждый день обновляется на сайте РЭЦ и в телеграм-канале "Новости российского экспорта".
РЭЦ также запустил новый сервис по проверке зарубежных партнеров. Можно ли помимо финансовых показателей как-то оценить геополитические риски и дать рекомендации российским компаниям?
Вероника Никишина: Оценить политические риски, разумеется, можно, однако эта оценка производится за рамками услуги "Проверка зарубежного контрагента". Ее суть - в оценке благонадежности и платежеспособности конкретного поставщика или покупателя в рамках планируемой внешнеторговой сделки. Для минимизации политических рисков мы всегда готовы проконсультировать российских экспортеров в рамках работы по запросам о поисках иностранных контрагентов, сопровождении переговоров, а также в рамках структурирования экспортных проектов.
Какими методами сейчас продвигаем наши товары на зарубежных рынках?
Вероника Никишина: Пользуемся как проверенными традиционными инструментами, так и внедряем новые. Выставки и бизнес-миссии - наверное, ключевой традиционный инструмент. Подать заявку на участие в выставках и бизнес-миссиях, а также компенсировать расходы на участие в них можно онлайн на цифровой платформе "Мой экспорт". Этот сервис дает возможность компаниям принять участие в коллективной экспозиции под брендом "Сделано в России". Цифровой сервис очень удобный: экспортер заходит на платформу, выбирает подходящее мероприятие в целевой стране и подает заявку.
В этом году мы продолжаем активно проводить международные мероприятия, до конца декабря запланировано несколько десятков выставок и миссий в 20 странах.
На фоне роста интереса к российской агропродукции за границей мы расширяем сеть шоу-румов, в которых иностранные потребители могут вживую посмотреть, попробовать и получить оферту по контрактным условиям поставки продуктов питания из России. Сейчас в них размещено почти 100 уникальных резидентов, а количество размещенных товарных позиций превышает две тысячи. Размещение в шоу-румах уходит и в онлайн. Правительство уже подписало постановление, которое позволяет нам принимать и обрабатывать заявки экспортеров на цифровой платформе "Мой экспорт". Срок рассмотрения заявки сократится с 29 до 7 дней.
Большое значение уделяется вопросам экспортных продаж по каналам электронной торговли. На платформе "Мой экспорт" есть сервис по поиску и подбору маркетплейсов под конкретную продукцию. Компании могут получить индивидуальную консультацию о возможностях выхода на зарубежный рынок посредством экспортной интернет-торговли.
Пару лет назад в России начали создание "зеленой продукции", ориентируясь на Европу. А сейчас этот интерес к российской экологически чистой продукции в Европе сохраняется?
Вероника Никишина: Да, такой спрос сохраняется и в Европе, и в других странах мира. Как раз сейчас мы прорабатываем вместе с российскими экспортерами, заинтересованными в поставках в ЕС, Арабские страны и другие страны мира, вопросы упрощения экспортных процедур в части санитарной обработки экспортируемой продукции, которая позволяла бы обеспечить качество и сохранность пищевых продуктов для конечных потребителей с учетом сроков доставки, но не нарушала бы принципов производства и обработки органической продукции.
По мере усиления негативных экономических явлений в странах Запада я не исключаю и роста спроса на российскую экологически чистую, органическую продукцию в связи с увеличением издержек ее производства за рубежом, на "домашних" рынках. Вместе с тем рост глобального спроса на такую продукцию во многом происходил параллельно с ростом благосостояния потребителей, поэтому в ближайшее время этот рынок в целом будет подвержен ряду вызовов.
Программа продвижения отечественной продукции под брендом "Сделано в России" действует с 2017 года. Как работает программа в новой ситуации?
Вероника Никишина: Эта программа - единая концепция продвижения национального бренда. В этом году РЭЦ обновляет программу, которая направлена на объединение под "зонтиком" национального бренда производителей российской конкурентоспособной продукции для их уверенного продвижения на зарубежные рынки. Программа должна закрепить статус наших компаний как надежных поставщиков высококачественной продукции, и совсем скоро мы анонсируем старт приема заявок на участие в ней.
Сейчас одной из проблем для экспортеров стало страхование. Вы замечаете рост спроса на страховые продукты РЭЦ?
Вероника Никишина: Да, в последнее время у экспортеров стабильно высоким остается спрос на страхование краткосрочной дебиторской задолженности. Еще один продукт с высоким спросом - страхование авансовых платежей при импорте.