Репортер "РГ" побывал в уникальном музее баянов, который создал слепой музыкант

Маленький городок Шахтерск дважды в истории жестоко дрался с фашистами. Первый раз - в Великую Отечественную. А второй раз теперь, против националистов украинских. Да так дрался, что даже заслужил звание Города воинской славы.

Украинскими снарядами были разрушены целые кварталы, попал снаряд и в этот музей, самую яркую достопримечательность города. Говорят, когда шли бои, донецкие ополченцы говорили: "Хоть бы музей спасти!".

Полностью, конечно, коллекцию в этой бойне сберечь не вышло: когда украинские войска отступали, несколько экспонатов все же исчезло. К счастью, мародеры не разбирались, взяли что поновее, а самые ценные и старинные экспонаты не тронули.

Две войны с нацизмом

В ту, Великую отечественную, в далеком 44-м Володе Барелюку должно было исполниться 10 лет. И уже все опасности, кажется, были позади, отбили советские войска его родину Шахтерск - и тут по дикой случайности, из-за взрыва пороха мальчишка напрочь лишился зрения. В те времена и здоровому-то как выжить? Направили его в спецшколу-интернат для слепых. До высоких ли тут мечтаний? Но слепой мальчик решил железно: буду музыкантом! Руки да уши же целы.

Стал в интернате учиться играть на домре да на баяне. Стал даже выступать на сцене. Но самоучкой настоящих музыкальных высот не достичь. И - поехал поступать в Ростов в музыкальное училище. Прекрасно, лучше многих сдал экзамен! Но… Все равно не был зачислен. Не умели, не пробовали даже никогда в этом музучилище учить слепых.

Казалось бы, неудачи так преследовали Володю, что любой бы сдался. Но только не он! Поехал в Москву и добился справедливости - по приказу из столицы в училище талантливого и упорного мальчишку все-таки взяли!

- И вы представляете, окончил училище и сорок лет великолепно работал преподавателем в нашей городской музыкальной школе! - говорит заведующая музеем баяна Анна Пархоменко.

- Барелюк всегда ставил перед собой невозможные цели, - говорят его земляки. - А когда достигал их - ставил еще более невероятные.

Стать виртуозом баяна, будучи слепым, учить этому целые поколения детишек ему показалось мало. И он решил собрать удивительную коллекцию баянов, какой не видел мир. Сотни, тысячи экспонатов. В маленьком городке.

Как?

Город маленький, да мир большой. И он стал переписываться об этом с самыми известными исполнителями мира. А потом поехал собирать баяны по стране.

- Поехал??

- Его возила жена, Жасмина Савельевна, за рулем, - рассказывает Анна Пархоменко. - Жена ему досталась просто замечательная, идеальная семья, двоих прекрасных сыновей воспитали. В 1983 году музей наконец открылся. И в итоге занял первое место среди музеев провинциальных городов Украины. В нем уже более трех тысяч экспонатов, и сбор продолжается.

Шахтерцы считают, что судьба Владимира Барелюка, его пример помогает им выстоять во всех тяжких ситуациях, в том числе в нынешней войне: ослепший мальчик всей своей жизнью доказал, насколько безграничны возможности человека, если ему есть за что бороться.

Черепашка из Череповца

- Вот вы, например, знаете, почему у Ливенской гармони левый корпус всегда оснащен зеркалом? - спрашивает Анна.

- Как в автомобиле, зеркальце заднего вида?

- Да ладно! Хотя в автомобиле некоторые его тоже так используют. Это чтоб гармонист, первый парень на деревне, мог всегда поправить свой чуб, или кепочку, или цветочек, чтобы мог полюбоваться собой.

- А вот эта, малюсенькая - игрушка?

- Вовсе нет, это знаменитая гармошка-черепашка.

- Потому что похожа на черепашку? И размером с нее?

- Еще и потому, что сделана в Череповце. С гармонями часто так: где она появлялась - так и называлась: в Саратове Саратовская, вот она, с колокольчиками, в Бологое - Бологойская. Старинные инструменты отличались тем, что на разжим и сжим идет разный звук, и музыканту сложно с этим разобраться. Черепашка - для шуточных мелодий, частушек. Веселая.

Анна Александровна умело сводит крохотные меха, выводя действительно веселую и заводную музыку, под которую так и хочется пуститься в пляс.

Коллекция потрясает. Старинные гармошки, какие делали только вручную, современные баяны и аккордеоны, коллекция губных гармошек. Рояльная гармонь - предшественник современного аккордеона, у нее в правом корпусе сделаны клавиши.

- Баян - русский инструмент?

- Название баян чисто русское, оно произошло от сказителя бояна. Аккордеоном у нас называются клавишные. За границей это все аккордеон. Зарубежных экспонатов у нас тоже немало, например, это английская концертина, а эта старинная фисгармония - немецкая. Но в русской глубинке, конечно, какая свадьба без баяна!

Как Тарас Шевченко рисовал Жукова

В музее не только баяны да гармошки, но и все, что связано с их историей. Вот Анна заводит военных времен патефон - и по музею хрипло льются песни сороковых.

На стене - большой портрет маршала Буденного.

- Видите, тут и личные вещи его - и Буденного, и Жукова. Портрет Жукова работы донецкого художника Тараса Шевченко. Пластинки, где Семен Михайлович играет на баяне в дуэте с Зайцевым, книги, подписанные его супругой. Играть Буденного научили солдаты на фронте, у него был прекрасный слух, и даже Сталин порой просил его сыграть "Барыню".

Барелюк вел переписку с Марией Васильевной, супругой Семена Буденного, вел переговоры, чтоб его гармонь попала в нашу коллекцию. Уж было договорился, Мария Васильевна согласилась, да другие родственники отказали.

Но - многие дарят уникальные баяны. Онегин, московский педагог и дирижер, много подарил. Просто люди со всей страны.

- Во всех войнах 20 века гармонь была незаменима для русского бойца. Вот они - тульская гармонь и венская трехрядка, - показывает Анна, - знамениты тем, что распространились во время Великой Отечественной войны. На привале песни под гармошку поднимали дух уставших бойцов.

"В Тулу и Шую от солдат шли письма с призывом: "Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!", - записано в летописи музея. - Даже, существовал лозунг "В каждую роту - гармонь". Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдатам отправили около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт прислали уже шестьдесят тысяч инструментов. В 1942 году, по ходатайству Политуправления Советской Армии, наркомат местной промышленности обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства - и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием."

Кто сказал, что нужно бросить песни на войне? Вот и теперь даже в дни боев музей баянов всегда открыт для посетителей.