Дмитрий Богачев: Это будет по-своему уникальный мюзикл. Едва ли не первый российский джукбокс-мюзикл - спектакль, в музыкальной основе которого уже существующие, написанные ранее популярные хиты. Они могут принадлежать одному автору, исполнителю или музыкальной группе. Например, Mamma Mia! - спектакль, который мы уже показывали в Москве. Один из немногих удачных образцов жанра: на эту опасную дорожку вступали многие, до конца дошли единицы. На Бродвее пытались создавать мюзиклы по песням Beatles, Bee Gees, были байопики о Фрэнке Синатре, Тине Тёрнер, Элвисе Пресли… Но по-настоящему успешными оказались Mamma Мia! и Jersey Boys по песням группы Four Seasons, которая в свое время по популярности конкурировала с битлами. Чаще всего в джукбокс-мюзиклах чувствовалась некая нарочитость: новый сюжет натягивался на уже существующие песни, и в глаза бросались швы. Это объяснимо: песни писались в разное время на разные темы, а продюсеры их пытаются утрамбовать в единую фабулу.
И все же решили рискнуть?
Дмитрий Богачев: Как раз опыт вполне успешной постановки мюзикла Mamma Mia!, который шел в МДМ ежедневно сначала два года подряд, а затем после перерыва еще год, позволил мне разобраться, как это работает во всех деталях. И я решил сделать в этом же формате что-то свое, причем о нашем не столь далеком прошлом, о второй половине 80-х - времени, очень интересном и особенно дорогом моему поколению. Казалось бы, очевидный выбор - культовые песни "Машины времени" или Виктора Цоя. Они плохо укладывались в единое музыкальное полотно. Было несколько попыток придумать мюзикл с песнями из репертуара Аллы Пугачевой - но они так прочно связаны с ее личностью, что в любую другую историю не о "женщине, которая поет" не вписывались. Самыми пластичными в этом смысле оказались песни группы "Секрет": они мелодичны, их легко адаптировать к любым обстоятельствам. И хотя в них меньше социального пафоса или драматического накала, но они воссоздают атмосферу 80-х, их романтику, ощущение перемен.
Сейчас принято спрашивать о референсах - итак, это Mamma mia?
Дмитрий Богачев: Не только: одним из триггеров для меня стал фильм "Ла-ла-ленд", его настроение и построение: то, как эволюционируют отношения двух героев, и эта хрупкость, грустная и светлая жизнерадостность, потрясающая стильность. Ловишь себя на том, что не понимаешь, происходит ли действие сейчас или 30-40 лет назад. Надеюсь, спектакль "Ничего не бойся, я с тобой!" по форме будет близок к Mamma Mia!, а по настроению - к "Ла-ла-ленду". Звучит амбициозно? По крайней мере, это стало нашей творческой задачей.
Какие песни прозвучат в спектакле?
Дмитрий Богачев: Их более двух десятков. Все очень известные. Но зазвучат они по-новому: другой контекст, новые аранжировки, привычное концертное исполнение сменится театральным. Сейчас работа в разгаре, и на презентации мы показываем несколько номеров, сделанных "на живую нитку" в исполнении артистов, которые даже еще не приступали к репетициям.
Аранжировки делает Евгений Загот?
Дмитрий Богачев: Да, вместе с Артуром Байдо и своей командой. Авторы песен аранжировки одобрили. Надо понимать, что солисты "Секрета" Николай Фоменко, и Максим Леонидов и их коллеги по сцене придумывали аранжировки под себя, свои возможности, свой диапазон, не претендуя на безупречный профессиональный вокал, как и артисты большинства эстрадных групп. Но сами их песни, как нам показалось, имеют не до конца раскрытый потенциал. И мы решили попробовать его раскрыть, аранжировать и исполнить их так, чтобы подчеркнуть красоту мелодий. Сольные песни станут дуэтами, дуэты - ансамблевыми номерами, в которых появится действие, хореография. Песни превратятся в театрально-музыкальные номера, образующие музыкальную драматургию.
О чем спектакль?
Дмитрий Богачев: О молодых, которым выпало жить в эпоху перемен, в ощущении забрезжившей свободы. Вот ушел от нас Михаил Горбачев, и многие задумались о том, что обрели благодаря ему. Для большинства - это возможность говорить правду - великая ценность, ставшая одним из главных достижений конца 80-х. Она и будет лейтмотивом или, во всяком случае, одной из главных тем спектакля. Параллельно романтической линии про любовь, белые ночи, разводные мосты, ленинградские дворы и крыши, квартирники и неформалов мы проведём линию социальную - про конфликт поколений, выбор между счастьем и благополучием, неприятие системного лицемерия и борьбу с внутренним конформизмом. Все должно быть органично и деликатно, чтобы не разрушить целостность повествования и общее настроение.
Кто написал либретто?
Дмитрий Богачев: Сергей Калужанов, известный киносценарист, чей опыт кино нам был очень важен: в нашем мюзикле, как в кино, много мест действия. И его соавтор Михаил Миронов - он был режиссером-постановщиком программ "Вечернего Урганта", работал на постановках в МХТ, сотрудничал с известными театральными режиссерами. Он и возглавит творческую команду - выступит в качестве режиссера нашего спектакля. Художник-постановщик Максим Обрезков, хореограф Ирина Кашуба, художник по свету Иван Виноградов, художник по костюмам Татьяна Ногинова, которая была дизайнером костюмов для бродвейской "Русалочки". Евгений Писарев и я осуществляем общее художественное руководство. В целом наша творческая команда по возрасту и духу моложе, чем обычно на других моих постановках. И это очень помогает сделать материал актуальным и современным.
А кто звезды вечера?
Дмитрий Богачев: Главные звезды - в первую очередь, сам мюзикл и песни "Секрета". Среди артистов есть как хорошо известные звезды мюзикловой сцены Настя Стоцкая и Юля Ива, так и новые молодые, но не менее яркие таланты - артисты "Современника", МХТ, "Сатирикона", Театра имени Пушкина.
Драматические артисты - в мюзикле?!
Дмитрий Богачев: Кастинг был трудным, поющих артистов в драме мало. Но удалось найти хороших исполнителей, с ними занимается Алла Куликова - доцент Московской консерватории и наш всемогущий педагог по вокалу. Она заставит петь кого угодно! Репетиции начнутся 19 сентября, премьера - 3 декабря.
Вы много лет открывали нашей публике глаза на мировой мюзикл. Этот спектакль создается в порядке импортозамещения?
Дмитрий Богачев: Идея эта давняя, она не связана с текущей ситуацией. Но то, что мы теперь потеряли доступ к контенту современного мирового музыкального театра, подтолкнула к ее реализации именно сейчас - нужно же было найти какой-то выход. Я надеюсь, что наш мюзикл, наполненный драйвом, энергией молодости и свежим воздухом, для многих сегодня станет своего рода отдушиной.
Эта ситуация с запретом на лицензии западного мюзикла - она непреодолима? Мы знаем, что какие-то из мюзиклов и теперь играются на российских сценах - "Одолжите тенора", "Эвита" и "Маленькая серенада" в Екатеринбурге, "Семейка Аддамс" в Тюмени… Есть у вас планы вернуть в Москву мировой мюзикл?
Дмитрий Богачев: Получить новые лицензии практически невозможно. А то, что уже поставлено, скорее всего, будет идти - правообладатели понимают, как важно театрам продолжать играть эти спектакли, а зрителям - их увидеть.