Зачем в России нужен закон о высоком статусе педагога

В Госдуму направлено предложение узаконить высокий статус учителя.
Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством, домой приходит только ночевать. Тут рукой подать до профессионального выгорания.
Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством, домой приходит только ночевать. Тут рукой подать до профессионального выгорания. / Сергей Мальгавко/ТАСС

С такой инициативой вышла Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане и основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Свое обращение она отправила не только в Госдуму, но и министру просвещения Сергею Кравцову (есть в распоряжении "РГ").

Как утверждает Волынец, закон, если он появится, защитит педагога от скандалов, повысит заработок и поможет решить проблему дефицита кадров. Как?

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

- Учителя и врачи у нас до сих пор не являются субъектом права, - рассказала "РГ" Ирина Волынец. - А значит, не имеют права на профессиональную ошибку, хотя ошибки неизбежны в любой работе. Иногда родители жалуются "на ровном месте", могут устроить скандал и даже обратиться в СМИ, которые часто с удовольствием смакуют подробности. Помните нашумевшую историю с учителем Татьяной Кувшинниковой, которая выложила фото с победы на соревнованиях по плаванию - в спортивном купальнике и с медалью? Ее заставили уволиться. Принятие закона о статусе педагога защитит учителей от подобных нападок.

Если мы говорим о повышении престижа педагога, то должны дать правовые гарантии, что его не уволят из-за малейшей инсинуации. Учитель тоже должен иметь право на справедливое отношение.

Если в законе будет просто сказано, что нужно уважать учителя, ситуация в корне не изменится

Кроме того, зачастую родители позволяют себе критиковать учителей при детях. А этого делать категорически нельзя, считает детский омбудсмен.

- Будет статус у педагога, проведут и системную работу по изменению парадигмы отношения к учителям. Многое уже сделано. Из закона удалено понятие "образовательная услуга", прописана воспитательная работа. Есть программа "Земский учитель", поддерживающая педагогов в сельской местности. Теперь надо сделать все, чтобы учитель наряду с врачом стал самым уважаемым в обществе, как, собственно, и было всегда.

Законопроект Ирины Волынец предусматривает и повышение зарплаты.

- Мой дед был учителем: проработал более 40 лет в одной школе. И зарплата у него была достойная - примерно такая же, как у директора, - поделилась Ирина Владимировна. - А сегодня у нас огромный разрыв. В некоторых регионах заработки у педагогов и руководителей отличаются в разы. Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством и домой приходит только ночевать. Тут рукой подать до профессионального выгорания, да и молодежь от школ бежит.

Действительно, по статистике всего лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов сегодня приходят в школы, а после трех лет на работе остается лишь половина из них.

- Недавно разговаривала с директором одной из престижных казанских школ: она с ужасом ожидает ухода учителей "старой гвардии", которые уже на пенсии, но все еще работают, - прокомментировала Ирина Волынец. - Они понимают, что, если уйдут, некому будет учить детей. Новые на их место не приходят. Подобная ситуация, увы, во многих российских школах.

Ирина Волынец: Надо сделать все, чтобы учитель стал самым уважаемым человеком в обществе.

"Статус - дело наживное"?

Нужен ли сегодня российской школе такой закон? Казалось бы, инициатива со знаком плюс. Но интернет, как говорится, бурлит. "Зарплаты учителям сначала надо повысить, а статус - дело наживное", "Наконец-то! А то учитель опустился до статуса обслуживающего персонала", "Но для этого и учитель должен быть порядочным, образованным и культурным человеком, а в массе своей - увы...", "Ну о каком высоком статусе речь, если первый учитель моего ребенка выдает что-то вроде "пишем в тетрадЕ". Для начала нужно поднять уровень подготовки учителей..."

- Для повышения статуса педагога нужно, чтобы этот педагог имел право голоса и перестал заниматься огромным количеством вещей, не связанных с педагогикой, - прокомментировала "РГ" Учитель года России-2019 Лариса Арачашвили. - Чтобы повысился статус педагога, он должен получать конкурентоспособную зарплату, работать в красивых чистых кабинетах, у него должны быть преференции от государства и незагнанный вид. Тогда молодежь захочет идти в школу. А если в законе просто будет сказано, что все должны уважать педагога, ситуация в корне не изменится.

Ксения, мама семиклассника, считает, что отношение общества к учителю вряд ли можно изменить, законодательно присваивая статусы.

- Делаем высокий статус учителя? Тогда необходим следующий закон - о высоком статусе врачей. А кого будем понижать? Уборщиц? Но ходить по чистым подъездам и улицам тоже всем хочется, - говорит Ксения. - И давайте помнить, что не бывает закона только в одну сторону. Если определяем высокий статус учителя, то и от него требуем этому статусу соответствовать.

Мнение

Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации:

- Инициатива долгожданная. Но мне кажется, очень важно еще определить то, что называется этикой взаимоотношений между учителем и родителем. Нужен некий кодекс этики взаимоотношений родителей и учителей. Нужно взаимное уважение. Например, правила общения в родительских чатах, правила включения в них педагогов, правила обращения к учителю за пределами рабочего времени личным звонком в выходные дни. Нужно обеспечить защиту личного пространства педагогов.