Специальный редакционный проект
5-8 сентября
Владивосток

Восточный
экономический
Форум

Что является движущей силой отношений России и Китая

В условиях серьезных международных потрясений, вызванных пандемией коронавируса и усилением санкционного режима, российско-китайское экономическое сотрудничество продолжает демонстрировать устойчивый рост. На проходящем в эти дни ВЭФ-2022 широко обсуждаются перспективы взаимодействия российского Дальнего Востока с Китаем. О важнейших тенденциях в этой сфере "РГ" рассказала Генеральный консул КНР во Владивостоке госпожа Пяо Янфань.
Строительство автомобильного моста "Благовещенск - Хэйхэ" открыло новые пути для трансграничных перевозок.
Строительство автомобильного моста "Благовещенск - Хэйхэ" открыло новые пути для трансграничных перевозок. / ТАСС

Госпожа Пяо Янфань, какие черты приобрело сегодня российско-китайское сотрудничество?

Пяо Янфань: Китай и Россия являются друг для друга самыми важными дружественными соседями, нас связывают отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Эти отношения стали образцом гармоничного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества между соседними странами, крупными державами и новыми рынками.

Всестороннее сотрудничество Китая и России в новую эпоху имеет характерные черты. Во-первых, стратегическое направление отношений определяют главы государств. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин часто взаимодействуют разными способами, включая онлайн- и офлайн-форматы, переписку и телефонные разговоры, определяя курс для здорового, стабильного и долгосрочного развития двусторонних отношений.

Во-вторых, важным является политическое взаимное доверие. Китай и Россия понимают и поддерживают друг друга в ключевых интересах, таких как суверенитет и территориальная целостность.

В-третьих, взаимная выгода и взаимный выигрыш являются внутренней движущей силой отношений двух стран. В результате многолетней совместной работы постоянно расширяются сферы китайско-российского делового сотрудничества, увеличиваются его масштабы. В прошлом году объем торговли между КНР и РФ превысил 140 миллиардов долларов США, что является рекордным показателем. В первые семь месяцев этого года товарооборот увеличился на 29 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Страны добились значительных успехов при сотрудничестве в энергетической, аэрокосмической областях, в строительстве инфраструктуры. Стабильно развиваются транспортно-коммуникационные связи, продолжает углубляться инвестиционное взаимодействие, появляются новые точки роста в таких сферах, как цифровая экономика, биомедицина, экологически чистые и низкоуглеродные технологии. Сотрудничество динамично, а перспективы широки.

В-четвертых, важным связующим звеном является сотрудничество в сферах образования, культуры, спорта, туризма, молодежных обменов и работы средств массовой информации. В феврале этого года президент России Владимир Путин посетил Китай и принял участие в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Пекине. Главы двух государств совместно объявили о запуске перекрестных Годов сотрудничества в области физической культуры и спорта между Китаем и Россией. Мы расскажем истории нашей дружбы и продолжим писать новые.

Взаимопонимание и дружба между двумя народами углубляются. В борьбе с эпидемией коронавирусной инфекции Китай и Россия также поддерживают друг друга и активно сотрудничают.

В-пятых, международное взаимодействие принимается как широкая сцена действий. Китай и Россия твердо поддерживают международный порядок, основанный на целях и принципах Устава ООН, выступают против менталитета холодной войны, унилатерализма, гегемонизма и политики силы.

Какие инвестиционные возможности Дальнего Востока представляют сегодня интерес для Китая?

Пяо Янфань: Инвестиционное сотрудничество между Китаем и Дальним Востоком России имеет хорошую основу. Она не изменилась и в последние годы, хотя на наше взаимодействие повлияла эпидемия. У нас сильная взаимодополняемость и огромный потенциал. Благодаря последовательной реализации программы развития Дальнего Востока в целом улучшились инвестиционная среда и деловой климат в регионе. Китайские предприятия на Дальнем Востоке России получают выгоду от действия таких преференциальных режимов, как территории опережающего развития и свободный порт Владивосток.

Китай является крупнейшим источником иностранных инвестиций для Дальнего Востока РФ. Сегодня 54 компании с участием китайского капитала развернули инвестиционное сотрудничество в ТОР и в зоне свободного порта Владивосток. Фактический объем вложений составил 200,1 миллиарда рублей, это 87 процентов фактического объема всех иностранных инвестиций. В 2021 году группа компаний "Легендагро" стала победителем в номинации "Иностранный инвестор" премии "Звезда Дальнего Востока".

А какие отрасли больше всего привлекают китайских инвесторов?

Пяо Янфань: Помимо инвестирования в такие традиционные отрасли, как освоение энергетических ресурсов, земледелие и переработка сельскохозпродукции, предприятия с участием китайского капитала увеличили в последние годы вложения в сферы транспорта и логистики, производства, комплексного развития и высоких технологий. Мы уверены, что совместными усилиями сферы и масштабы инвестиционного сотрудничества между Китаем и Дальним Востоком России и впредь будут расширяться, принося плодотворные результаты.

Как должно, на ваш взгляд, сегодня проходить перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток?

Пяо Янфань: Стратегия развития Дальнего Востока России реализуется на протяжении многих лет, успешно действуют преференциальные программы и меры. При сложившейся ситуации "поворот на Восток" открыл новые возможности.

Мы рады видеть, что в России приняли ряд практических мер по преобразованию транспортной инфраструктуры, таких ее объектов, как порты, причалы, железные дороги, автомагистрали и пограничные переходы. Это делается, чтобы удовлетворить растущий спрос на грузоперевозки в восточном направлении.

Сотрудничество Китая и Дальнего Востока России в области транспорта и логистики за последние годы достигло положительных результатов, важную роль в нем играют приграничные переходы двух стран. Строительство автомобильного моста "Хэйхэ - Благовещенск" и железнодорожного "Тунцзян - Нижнеленинское" открыло новые возможности для трансграничных перевозок.

Конечно, обеим сторонам еще предстоит проделать большую работу в транспортно-логистической сфере, включая дальнейшее усиление координации между региональными правительствами и ведомствами (таможенными, санитарными и так далее) двух стран, чтобы реализовать согласованное развитие инфраструктуры сухопутных погранпереходов.

Мы также надеемся, что на Дальнем Востоке России будут созданы условия для работы предприятий с участием китайского капитала в области транспорта и логистики.

В Китае есть известная поговорка: "Хочешь разбогатеть, сначала построй дорогу". Многолетний опыт экономического развития КНР показывает, что инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру, являясь общественным благом, принесут величайший мультипликативный эффект. Мы уверены, что модернизация транспортной и логистической сферы на Дальнем Востоке России будет стимулировать общее развитие экономики и общества, а также способствовать дальнейшему усилению регионального влияния и конкурентоспособности.