06.09.2022 18:00
    Рубрика:

    Следование западным ценностям не лучшим образом сказывается на развитии общества. Александр Бастрыкин в интервью "РГ" раскрыл секреты обучения следователей

    В Следственном комитете России занимаются не только расследованием уголовных дел, но и учат ребят, а также готовят себе специалистов. Впервые глава СКР раскрыл "Российской газете" детали - кто садится за парту в его ведомстве и чему учат там молодежь.
    Александр Бастрыкин: Наш выпускник будет человеком, обладающим национальной идентичностью. / Пресс-служба СК РФ
    Александр Бастрыкин: Наш выпускник будет человеком, обладающим национальной идентичностью. / Пресс-служба СК РФ

    Александр Иванович, в стране на государственном уровне взят курс на уход от Болонской системы образования. Как реализуется это важное решение в вашем ведомстве?

    Александр Бастрыкин: В этом году мною отменен набор в магистратуру, что будет способствовать укреплению качества ведомственного образования. Мы продолжаем обучение студентов в рамках программы специалитета, который позволяет получить фундаментальные знания в течение пяти лет, а затем продолжить заниматься научной деятельностью в аспирантуре. В данном случае мы придерживаемся традиций отечественного образования. Ведь, как показала практика, следование западным традициям и ценностям, в том числе в сфере образования, не лучшим образом сказывается на развитии нашего общества и молодого поколения.

    Следование западным ценностям, в том числе в сфере образования, не лучшим образом сказывается на развитии нашего общества и молодого поколения

    На Западе образование расценивается с точки зрения предоставления образовательных услуг, а мы, исходя из интересов российского общества, говорим о воспитании личности, формировании моральных и нравственных качеств. Это совершенно разные категории, и эти акценты определяют будущий результат и кем будет наш выпускник - потребителем услуг или человеком, мыслящим фундаментальными категориями и обладающим национальной идентичностью.Кстати, недавно в школах стали вводить уроки патриотизма, а мы давно говорили об этом, и в наших ведомственных образовательных учреждениях уроки мужества и героизма проводятся на постоянной основе, в академиях в учебные планы включена дисциплина "Основы военно-патриотической подготовки".

    В последнее время на разных уровнях широко обсуждается весьма серьезная проблема - как противостоять вовлечению подростков в радикальные организации. На ваш взгляд, стоит ли делать поправку на это обстоятельство в образовательном процессе?

    Александр Бастрыкин: Совместно с другими правоохранительными органами мы противодействуем терроризму и экстремизму.

    Все понимают важность недопущения вовлечения молодежи в подобную противоправную деятельность.

    Для этого делаются определенные шаги. Следственный комитет выступил с инициативой включить в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требования по формированию в процессе обучения устойчивого, нетерпимого отношения обучающихся к проявлениям экстремизма и терроризма, способности в профессиональной деятельности им противостоять, а именно включения в образовательные стандарты новой универсальной компетенции.

    Соответствующее предложение направлено в Министерство образования и науки России.

    Александр Иванович, как прошло начало нового учебного года в образовательных учреждениях ведомства? Ведь многие читатели даже не знают, сколько их у вас.

    Александр Бастрыкин: Образовательные учреждения СК показали высокий уровень подготовки к началу учебного года. Сейчас в ведомственную систему образования входят Кадетский корпус СК РФ имени Александра Невского в Москве, Санкт-Петербургский кадетский корпус и Пансион воспитанниц, Волгоградский кадетский корпус имени Ф.Ф. Слипченко, Севастопольский кадетский корпус имени В.И. Истомина, Московская и Санкт-Петербургская академии и пять их филиалов в Екатеринбурге, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Нижнем Новгороде.

    Мы имеем сильный профессорско-преподавательский состав, состоящий из ученых и практиков, а также материально-техническую базу, позволяющую выполнять все основные задачи.

    Выпускникам кадетских образовательных учреждений СК России начисляется дополнительно 50 баллов при поступлении в академии

    При этом постоянно ищем возможности для улучшения условий обучения, реставрируем несколько зданий академии и кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, ведем строительство в Петергофе, в Севастополе в ближайшее время наши кадеты также будут учиться в новом здании.

    В текущем году в кадетские образовательные учреждения зачислено 374 человека, в академии ведомства 228 человек. Ребята с оптимизмом и решительностью настроены на обучение.

    Надеемся в будущем они придут на службу в Следственный комитет и станут настоящими профессионалами.

    СКР выступил с инициативой принять на учебу в организации силовых ведомств детей из ДНР и ЛНР. Фото: РИА Новости

    Хочу быть следователем

    На что ориентирована система ведомственного образования Следственного комитета?

    Александр Бастрыкин: Наша система построена таким образом, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса и высокое качество получаемых знаний.

    Мы уделяем особое внимание подготовке кадров, специфика которой заключается в единой системе обучения и воспитания будущих офицеров на традициях служения Отечеству, способных эффективно работать в условиях высокой личной ответственности, отвечать за качество и последствия принимаемых решений.

    Получение новых знаний, умений, навыков сотрудников, эффективное совершенствование системы подготовки кадров - приоритетные задачи ведомства в этой сфере.

    Два года назад мной была утверждена Концепция непрерывного ведомственного образования на период до 2025 года, и мы продолжаем реализацию ее положений.

    Для кадет и студентов академий, а также сотрудников СК России Концепция призвана стать стимулом к развитию и самореализации в системе Следственного комитета, повышению уровня профессионализма, что в конечном итоге позволит вывести решение стоящих перед Следственным комитетом задач на новый качественный уровень.

    Объясните, в чем ее суть?

    Александр Бастрыкин: В этом документе закреплены основные направления образовательной деятельности ведомства.

    Особое внимание уделено усилению связи теории с правоприменительной практикой, непосредственному взаимодействию профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, студентов со следственными органами, применению практико-ориентированных методов в образовательном процессе, обеспечению оперативной адаптации информационного и методического обеспечения учебных программ к изменениям в законодательстве Российской Федерации.

    Мы уделяем внимание подготовке кадров, способных работать в условиях личной ответственности, отвечать за последствия принимаемых решений

    Мы стремимся обеспечить постоянный профессиональный рост сотрудников.

    Речь идет о нескольких этапах планомерного обучения, позволяющих максимально эффективно подготовить будущего специалиста, и о его последующем профессиональном развитии: кадетский корпус, затем академия, трудоустройство в следственный орган, последующее систематическое повышение квалификации.

    Профориентационная работа направлена на то, чтобы те, кто поступает в кадетские корпуса, в дальнейшем могли продолжить обучение в академиях. С 2017 по 2022 год кадетские корпуса Следственного комитета окончили 710 выпускников.

    Ежегодно увеличивается количество ребят, желающих стать следователями, продолжив обучение в академиях.

    Если в 2017 году по окончании обучения в кадетских корпусах в академии ведомства поступило всего 6 выпускников, то в 2022 году - уже 94 человека. То есть последние пять лет мы видим положительную тенденцию.

    Отмечу, что в нашей системе реализовано преимущественное право поступления выпускников кадет кадетских корпусов Следственного комитета в академии ведомства.

    Выпускникам кадетских образовательных учреждений СК России начисляется дополнительно 50 баллов при поступлении в академии.

    Помимо этого мы обеспечиваем доступ к образованию детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, детям погибших сотрудников.

    Скажите, а сколько таких детей поступает в образовательные учреждения Следственного комитета?

    Александр Бастрыкин: Мы установили квоты, в соответствии с которыми в наши ведомственные академии в Москве и Санкт-Петербурге 40 процентов детей набираем из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В кадетских корпусах эта квота составляет 50 процентов.

    В этом году 238 детей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, зачислены в наши образовательные учреждения.

    Также во исполнение указа президента Российской Федерации, направленного на социальную защиту детей военнослужащих и сотрудников, участвовавших, в том числе погибших или раненных в ходе специальной военной операции, организован прием на обучение указанной категории детей.

    Более 10 человек уже зачислены в наши академии и кадетские корпуса, в том числе дочь погибшего сержанта Минобороны России.

    Выпускники кадетских школ имеют безусловное преимущество при поступлении в академии СКР. Фото: РИА Новости

    Чувствуйте себя дома

    Сейчас одним из важных моментов можно смело назвать учебу и адаптацию детей, прибывших из Донбасса. Следственный комитет участвует в этом процессе?

    Александр Бастрыкин: Следственный комитет выступил с инициативой принятия в образовательные организации силовых ведомств и правоохранительных органов детей, прибывших из Донецкой и Луганской народных республик.

    Это предложение было поддержано коллегами из других структур. На своем примере мы уже приступили к его реализации - в текущем году в академии Следственного комитета зачислены 11 детей ДНР, ЛНР. Планируются к зачислению еще несколько человек, после сбора необходимых документов. В кадетские корпуса приняли на обучение 43 ребенка из ДНР.

    По окончании академий многие идут работать следователями?

    Александр Бастрыкин: К нам придут все 100 процентов выпускников. В 2022 году Московскую и Санкт-Петербургскую академии окончили 204 студента. Все они стали следователями и направились на службу, их распределили в 66 регионов.

    Хочу отметить, что в 2022 году впервые 15 лучших выпускников наших академий приняли участие во встрече президента Российской Федерации в Московском Кремле в честь выпускников, окончивших с отличием ведомственные образовательные организации высшего образования.

    Как у вас строится процесс повышения квалификации для действующих сотрудников?

    Александр Бастрыкин: На данный момент в наших академиях реализовано множество программ повышения квалификации.

    Разрабатывая их, мы исходили из реальных потребностей практики и тех условий, в которых работают следователи. Поэтому каждый год данные актуализируются и создаются новые программы, исходя из тех видов преступлений, которые предстоит расследовать нашему ведомству.

    Например, недавно были запущены программы, ориентированные на обучение расследованию преступлений, совершенных против мира и безопасности человечества, в том числе применения в вооруженных конфликтах запрещенных средств и методов, геноцида, наемничества, актов международного терроризма.

    Перспективным направлением также рассматриваем организацию обучения экспертов и следователей, специализирующихся на расследовании киберпреступлений и преступлений в сфере высоких технологий, в том числе с использованием криптовалют.

    Отмечу, что востребованность дополнительного профессионального образования, полученного в наших академиях, ежегодно растет на международном уровне.

    СК России тесно сотрудничает с республиками Беларусь, Армения, Узбекистан, Казахстан, Абхазия, Азербайджанской Республикой. Все это укрепляет межведомственное взаимодействие.

    В перспективе - проработка вопроса повышения квалификации в Следственном комитете сотрудников правоохранительных органов ДНР и ЛНР.

    Фото: Пресс-служба СК РФ

    На помощь в госпиталь

    Недавно сразу несколько федеральных телеканалов показали сюжеты о том, как учащиеся ваших образовательных учреждений помогают ветеранам в госпиталях. Это была их личная инициатива или часть общего курса ведомства по воспитанию молодежи?

    Александр Бастрыкин: Это моя инициатива, которая была активно поддержана коллегами и обучающимися. В советское время существовали студенческие строительные отряды, которые воспитывали молодежь в духе уважительного отношения к труду. Очень эффективное дополнение к системе образования.

    Сейчас мы реализовали идею трудовых семестров, состоящую в том, что в свободное время на каникулах кадеты и студенты помогают людям. Ведомственные образовательные учреждения СК России заключили ряд соглашений с медицинскими учреждениями.

    Учащиеся по собственному желанию и с согласия родителей оказывают посильную помощь медицинскому персоналу в уходе за проходящими лечение ветеранами, а также военнослужащими, получившими ранения.

    Родители нам благодарны, что их дети заняты важным и полезным делом, а не ходят по увеселительным заведениям от избытка свободного времени. И для ребят это, без сомнения, очень полезный жизненный опыт.

    Как Следственный комитет сотрудничает с другими ведомствами и организациями в вопросах образования?

    Александр Бастрыкин: В рамках соглашения с Минобороны России организовано совместное участие ребят обоих ведомств в различных образовательных мероприятиях.

    Например, наши студенты принимали участие во Всеармейской научно-практической конференции "Жуковские чтения - 2022", международной олимпиаде по военной истории, военной географии.

    Соответствующее соглашение есть и с МВД России, в образовательных организациях которого ежегодно проходят обучение наши сотрудники, в том числе по дополнительным профессиональным программам в области проведения различного рода экспертиз, в сфере криминалистики, а также в области противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных и высоких технологий.

    В настоящее время проводится работа по заключению аналогичных соглашений с Росгвардией и МЧС России.

    Кроме того, мы реализуем целый ряд образовательных проектов в этом направлении. Среди них - "Патриоты Отечества", "Моя будущая профессия - следователь", "Герой моей семьи, герой моей страны", "Великие имена России: Александр Невский - символ ратного подвига и духовного единства", "Петр Первый в истории государства Российского".

    Фото: Пресс-служба СК РФ

    Некоторые из них стали межведомственными и объединяют ребят не только нашего ведомства, но и Минобороны России, МЧС России, Минюста России, Росгвардии и других правоохранительных органов и силовых ведомств и служат формированию общего мировоззрения молодежи, сохранению и преумножению традиций служения Отечеству.

    Так, например, в проекте Следственного комитета, посвященном Петру I, участвовал 1171 обучающийся из 120 образовательных организаций Российской Федерации.

    Реализация подобных образовательных проектов способствует развитию у ребят интереса к получению знаний, совершенствованию патриотического воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения на службу Отечеству.

    Кроме этого, хочу остановиться на значительной работе, проводимой в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве между Следственным комитетом и Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией "Российское общество "Знание".

    Ежегодно мы совместно проводим множество просветительских мероприятий, в которых участвуют как сотрудники, так и обучающиеся ведомства. С каждым годом это взаимодействие все шире.

    В текущем году проводились совместные мероприятия по различным темам. Обсуждались особенности расследования отдельных видов преступлений, а также другие темы, в том числе предотвращение фальсификации событий отечественной истории, истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

    Кадеты и студенты Следственного комитета участвуют во Всероссийской онлайн-игре "Лига знаний", преподаватели академий стали победителями и призерами конкурса "Лига лекторов".

    В настоящее время совместно с обществом "Знание" Пансион воспитанниц готовит историческую мини-реконструкцию Петровских ассамблей.

    А как у вас в процессе обучения используется опыт ветеранов следствия?

    Александр Бастрыкин: Большую помощь в духовно-патриотическом воспитании ребят оказывают наши ветераны следственных органов.

    Среди них - представители президиума Национальной ассоциации организаций ветеранов следственных органов "Союз ветеранов следствия", региональных советов ветеранов следственных органов. Члены ветеранской организации ежегодно принимают участие в общественных приемных комиссиях наших образовательных учреждений в ходе приемной кампании.

    В воспитании обучающихся Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета имени Ф.Ф. Слипченко принимает активное участие ветеран Великой Отечественной войны, полковник запаса, участник Парада Победы 24 июня 1945 года Александр Иванович Колотушкин.

    Фото: Пресс-служба СК РФ

    Кроме того, в жизни наших кадет и студентов активно участвуют потомки отважных героев, например праправнучатый племянник Героя Первой обороны Севастополя контр-адмирала Владимира Ивановича Истомина - Олег Игоревич Филимонов, дочь Маршала Советского Союза Конева И.С. - Конева Н.И., внук Маршала Советского Союза Говорова Л.А. - Говоров А.С.

    Они являются постоянными гостями наших образовательных организаций, участниками тематических "классных часов", в рамках которых рассказывают о героических подвигах наших предков.

    Настоящим примером преданности своему делу для ребят служат и наши товарищи, которых уже, к сожалению, нет с нами.

    204 студента окончили в 2022 году Московскую и Санкт-Петербургскую академии СКР. Все они стали следователями

    Среди таких людей - легенда советского следствия Виктор Васильевич Найденов. По моему решению его именем названа ведомственная стипендия, которая ежегодно назначается 12 студентам, отличившимся в профессиональном обучении, научно-исследовательской работе, спортивной, культурно-массовой и волонтерской деятельности.

    В академиях Следственного комитета организовано создание именных аудиторий в честь видных государственных и военных деятелей, выдающихся следователей и ученых. Так, состоялось торжественное открытие именных аудиторий в честь: В.В. Найденова, Р.С. Белкина, Ю.И. Леканова.

    В каком направлении в ближайшее время планируете развивать свою систему образования?

    Александр Бастрыкин: В рамках реализации Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования в Следственном комитете продолжаем развивать интерактивную ведомственную образовательную платформу.

    С учетом практических потребностей и криминогенной обстановки продолжается дальнейшее развитие специализаций подготовки следователей на старших курсах академий.

    В частности, прорабатывается вопрос о введении в рамках программы специалитета "Правовое обеспечение национальной безопасности" такого профиля, как "Криминалистическое обеспечение расследования преступлений".

    С учетом роста преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий эта профилизация будет направлена на подготовку специалистов для противодействия им, умеющих работать с носителями цифровой информации и использовать новейшие достижения в работе с "большими данными".

    Такие специалисты на высоком уровне смогут проводить сбор, обработку и анализ криминалистически значимой информации для принятия эффективных решений в ходе расследования преступлений.

    Необходимо продолжать активную научную деятельность, в том числе разработку научных исследований, развитие научных школ. Высокий научный потенциал позволит более эффективно расследовать преступления, относящиеся к нашей подследственности.

    Фото: Пресс-служба СК РФ

    Кроме того, в числе задач на ближайшее будущее - разработка и реализация актуальных практико-ориентированных программ повышения квалификации сотрудников СК России, совершенствование системы повышения квалификации кадровых резервов всех уровней с организацией эффективной стажировки на руководящих должностях.

    Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были способны применить полученные знания умения и навыки на практике в стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях.

    Вместе с тем они должны обладать высокими морально-нравственными качествами и чувством патриотизма.

    Поделиться: