06.09.2022 13:40
    Рубрика:

    В СКФО фитнес-центры "просели" из-за низкого спроса и санкций

    Рынку фитнес-услуг в России пока не удается выйти из кризиса, начавшегося с пандемии коронавируса и продолжившегося из-за санкций и финансового давления на страну. Даже в регионах Северного Кавказа, где спорт традиционно популярен среди молодежи и людей среднего возраста, обычные абонементы потеряли привлекательность для клиентов. Спасти ситуацию помогают дополнительные услуги, такие как спа-процедуры и личные занятия с тренером.
    Фитнес-центры бьются за клиентов, вводя дополнительные услуги, которые могут привлечь посетителей. / Александр Кряжев/РИА Новости
    Фитнес-центры бьются за клиентов, вводя дополнительные услуги, которые могут привлечь посетителей. / Александр Кряжев/РИА Новости

    Недавно аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza опубликовала исследование ситуации, сложившейся в фитнес-клубах России в 2021 году. По данным компании, количество россиян, систематически посещающих фитнес-центры и спортивные секции, уменьшилось на 26,2 процента, или на 5,1 миллиона человек. В число регионов с наиболее существенным сокращением клиентов попал Дагестан (минус 52,5 процента, или 202 тысячи человек). При этом в трех регионах Северного Кавказа число посетителей, наоборот, выросло: в Карачаево-Черкесии - на 46,7 процента (плюс девять тысяч человек), Северной Осетии - на 38,8 (плюс 19 тысяч), Кабардино-Балкарии - на полтора (плюс две тысячи).

    В основу расчетов легли данные опроса Росстата, проводимого программе Выборочного наблюдения состояния здоровья населения в 2020-2021 годах. Жителей регионов в возрасте от трех до 79 лет спрашивали, какими видами спорта они занимаются, как проходят эти занятия (организованно - в спортивном клубе, фитнес-центре, группе здоровья, образовательной организации либо самостоятельно) и какова их частота.

    - Всплеск интереса к спорту в 2020 году, произошедший в ответ на вынужденные карантинные ограничения, в 2021-м постепенно сошел на нет по мере восстановления социальных коммуникаций, открытия сферы развлечений и возрождения туризма, - отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова.

    Корреспонденты "РГ" выяснили, как сейчас обстоят дела в фитнес-центрах СКФО.

    - Традиционно летом у нас значительно меньше посетителей. У кого-то начинается отпуск, кто-то предпочитает заниматься на открытом воздухе, - рассказал владелец ставропольского клуба Fitness On Артур Кондрашев. - Это повторяется из года в год, и мы готовимся к такой ситуации. Сложности возникают, если с наступлением осени большая часть клиентов не возвращается. Так было в 2020 году. Тогда пришлось выживать. Ситуация изменилась в 2021-м, но все равно мы так и не вернулись к доковидным показателям.

    Он добавил, что санкции влияют в первую очередь на те фитнес-центры, где сейчас готовятся к открытию или обновляют инвентарь. Также они могут в перспективе сказаться на стоимости абонементов для населения.

    - У нас небольшой клуб, весь инвентарь в наличии. А вот те, кто задумал что-то обновить, могут столкнуться с проблемами. Я не имею в виду ситуацию, когда нужно купить пару новых гантель или скамеек. Речь о масштабном обновлении. Ведь почти все снаряжение производят за рубежом, - сообщил Кондрашев.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" сотрудник фитнес-клуба "Нарт" из Кабардино-Балкарии Михаил Джанаев, в последнее время здесь фиксируют спрос на новые услуги:

    - Часть посетителей предпочитает заказывать индивидуальные занятия с тренером, пользуются спросом тренировки в бассейне или в секциях. В прошлом же году в приоритете были абонементы в спортзал. Ходили только мужчины - молодые и среднего возраста. Сейчас приходят и девушки. Но в целом поток клиентов за последние два года не увеличился, а сократился. Не сказать, что работаем на грани самоокупаемости, но рентабельность уже не та, что была прежде.

    Из-за санкций, ухода из России крупных компаний, роста себестоимости работы и падения платежеспособности населения более 78 процентов игроков рынка ощущают дефицит оборотных средств

    В Дагестане сокращение количества посетителей фитнес-клубов назвали сезонным явлением. Желающих тренироваться в закрытом помещении в жару немного. При этом махачкалинский пляж в пять часов утра, пока еще нет изнурительного зноя, превращается в спортзал на открытом воздухе. Здесь можно наблюдать тренирующихся профессиональных спортсменов, женщин, занимающихся йогой, и горожан, вышедших на утреннюю гимнастику. Такая же картина в городских парках, где установлены бесплатные тренажеры.

    В одном из спортклубов Махачкалы корреспонденту "РГ" рассказали, что с начала лета фиксируют ощутимый спад посетителей, хотя в клубе созданы все условия для клиентов. Например, кроме тренажерного зала есть зона единоборств. Также оборудован массажный кабинет, финская сауна. Абонемент на месяц стоит около двух тысяч рублей.

    - В жаркие дни люди неохотно ходят заниматься в зал. Сейчас наши основные клиенты - жители близлежащих домов. Какие-то специальные рекламные акции не проводим. Прогнозируем, что через один-два месяца посетителей будет достаточно, - заявил администратор клуба Мурад.

    В женском фитнес-центре Махачкалы также наблюдается спад посетителей.

    - Клиентов в летний период, особенно в августе, значительно меньше. Многие уезжают в отпуск или в родные села. В другие месяцы зал бывает полон, - сообщила администратор Мадина.

    Групповые тренировки, включающие 12 занятий в месяц, стоят здесь 3500 рублей, месячный абонемент в тренажерный зал - 2,5 тысячи.

    Кстати, согласно исследованию FinExpertiza, в десятку регионов, где клубный спорт является скорее мужской прерогативой, вошли Чечня (88 процентов посетителей фитнес-центров составляют мужчины), Дагестан (78 процентов), Карачаево-Черкесия (69).

    - В Махачкале большая конкуренция среди женских фитнес-центров. С каждым годом в спортзалы ходят все больше посетительниц. Кроме чисто женских клубов есть и смешанные. Там дни разделены между мужчинами и женщинами, - добавила Мадина.

    Как рассказала корреспонденту "РГ" президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина, из-за санкций, ухода из России крупных компаний, роста себестоимости работы фитнес-центров и падения платежеспособности населения более 78 процентов игроков рынка ощущают дефицит оборотных средств, из них порядка 58 процентов работают на грани рентабельности или недотягивают до нее. При этом около 20 процентов достигли докризисных показателей 2019 года, а некоторым предприятиям даже удалось их превзойти.

    - Согласно аналитическому исследованию Национального фитнес-сообщества, средний показатель продаж клубных карт во втором квартале 2022 года уступил докризисному 2019-го: падение составило 8,6 процента. Однако, по сравнению с прошлым годом, зафиксирован незначительный рост - на 0,6 процента. Средний показатель продаж дополнительных услуг во втором квартале 2022-го выше, чем в 2021-м на 4,6 процента, но на три процента недотянул до докризисного 2019-го, - сообщила Силина.

    Выручка российских фитнес-клубов сократилась во втором квартале на 4,84 миллиарда рублей, а в целом в первом полугодии 2022-го - на 13,2 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, с которым сейчас традиционно сопоставляют показатели.

    По мнению Силиной, помочь отрасли, которая, среди прочего, влияет на здоровье нации, может государственная поддержка. Представители сообщества уже обратились в министерство спорта РФ. Они предложили распространить меры господдержки, введенные для IT-компаний, на физкультурно-оздоровительную сферу, в том числе на производителей оборудования и инвентаря.

    - Необходимо снизить страховые взносы, ввести нулевую ставку налога на прибыль и другие налоги сроком на девять месяцев, снизить НДС на ввозимые из дружественных стран товары до 10 процентов, списать кредиты по программе ФОТ 3.0, предоставить льготное кредитование по ставке три-пять процента годовых, - считает Елена Силина.

    Она также добавила, что помочь отрасли смогут фискальные и иные преференции, направленные на развитие корпоративного спорта, налоговые льготы владельцам коммерческой недвижимости, запрет на увеличение для них коммунальных тарифов и кадастровой стоимости объектов. Помогут делу и субсидии на рекламу, привлекающую больше клиентов в фитнес-центры.

    Кстати

    Национальное фитнес-сообщество провело свое исследование в 43 субъектах РФ, в котором приняли участие почти 90 тысяч респондентов. Оно показало, что наиболее активными пользователями фитнес-услуг являются граждане от 30 до 39 лет - 35,4 процента. Что касается граждан от 20 до 29 лет, то регулярно тренируются в фитнес-клубах 26,9 процента. Среди россиян в возрасте от 40 до 54 лет систематически посещают физкультурно-оздоровительные занятия 24,4 процента. Наименее вовлечены в занятия физической культурой россияне от 55 до 64 лет (8,5 процента) и старше 65 лет (4,8 процента).

    Для стимулирования наименее спортивных категорий населения Национальное фитнес-сообщество установило льготную стоимость клубных карт и открыло специальные группы активного долголетия для пожилых.