06.09.2022 18:21

    Как изменится северный завоз

    Долгожданный проект федерального закона о северном завозе вынесен на общественное обсуждение. С документом, подготовленным Минвостокразвития РФ, можно ознакомиться на портале проектов нормативных правовых актов. Он создает правовые и организационные основы для доставки продуктов, топлива и других жизненно важных грузов в районы Крайнего Севера. До сих пор в законодательстве не было даже такого понятия - северный завоз. Между тем от него зависит благополучие трех миллионов жителей 25 субъектов РФ, и в том числе арктических территорий СЗФО.
    Буксиры доставляют технику и товары в труднодоступные места. / Илья Наймушин/РИА Новости
    Буксиры доставляют технику и товары в труднодоступные места. / Илья Наймушин/РИА Новости

    О необходимости такого закона давно говорили в заинтересованных регионах. Поднимался и вопрос о создании единой системы обеспечения "северов" всем необходимым. Напомним: доставлять годовой запас грузов на удаленные и труднодоступные территории Арктики можно только коротким северным летом. Государство субсидировало завоз, но каждый регион организовывал его самостоятельно, и получалось это далеко не у всех. Регулярно появлялись сообщения о том, что где-то что-то пошло не так и очередной поселок к зиме остался без топлива.

    Хлопот добавляли изменения климата: в прошлом году караван судов с грузами застрял в ранних льдах, а этим летом из-за обмеления временно стало невозможным судоходство на реке Печоре.

    Как отмечали эксперты, из-за разрозненности действий нельзя было составить полное представление о том, что именно и какими путями завозит Север. А это позволило бы ответить на вопрос: возможно, есть другая логистика, более выгодная? Для оптимизации процесса, сокращения сроков доставки грузов и снижения ее стоимости ФАНУ "Востокгосплан" разработало модель цифрового двойника северного завоза. Этот программный продукт позволяет отследить, все ли идет по плану в каждом регионе, и при необходимости выбрать более подходящий способ доставки грузов.

    Проект закона о северном завозе разработан с учетом этой цифровой модели, отработанной в пилотном регионе - Якутии.

    "Закон нужен для того, чтобы товары в северные регионы доставлялись надежнее, быстрее и дешевле, - отметил, представляя документ в своем Телеграм-канале, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. - Будет четко настроена система полномочий и ответственности: кто, что и когда делает на федеральном, региональном уровне. Планирование - заказ - исполнение станет прозрачным процессом".

    Обеспечивать Арктику планируют не по старинке, с криками в телефонную трубку "пропусти груз!", а с помощью новых способов мониторинга и управления завозом. Среди них - открытые цифровые платформы для сбора данных. По словам министра, в результате для заказчиков и поставщиков северный завоз должен стать таким же удобным, как вызов такси через приложение.

    Будущий закон вписывает снабжение Арктики в хозяйственный механизм страны. Ряд его положений касается централизации процесса.

    Так, правительство РФ определит федерального координатора, генерального экспедитора, оператора специальной электронной торговой площадки и единого морского оператора северного завоза. Вся информация о нем будет собрана в федеральной государственной информационной системе мониторинга.

    От северного завоза зависит благополучие трех миллионов жителей 25 субъектов РФ

    Но ряд полномочий по северному завозу остается у субъектов РФ. Они будут принимать свои законы в этой сфере, определять региональных координаторов, закупать продукцию, создавать стратегические запасы грузов и так далее. Определен и порядок участия органов местного самоуправления.

    Как показывает практика, до 70 процентов северного завоза составляет топливо, остальное - продукты питания, лекарственные препараты и другие товары первой необходимости. Все грузы - важные, и все же их поделят на категории по степени важности. К первой отнесут продукцию для обеспечения нормальной жизни людей и стабильной работы организаций социальной сферы, ЖКХ и энергетики. Это основные продукты питания и непродовольственные товары, лекарства, медицинские изделия, топливо и горюче-смазочные материалы.

    Во вторую категорию войдут грузы для государственных и муниципальных нужд, а в третью - товары, приобретаемые организациями, ИП или обычными людьми в личных или предпринимательских целях. Последнее очень важно, поскольку при всей централизации нельзя забывать о развитии малого и среднего бизнеса на Севере.

    - Законопроект вводит обязательное планирование по грузам первых двух категорий, призванное не допустить стихийности в формировании номенклатуры предметов снабжения, которые доставляются на Север, - подчеркивает генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий. - Четкое распределение ролей, внедрение трехлетних планов помогут систематизировать северный завоз и избежать повторения кризисов, связанных с доставкой жизненно важных грузов в Арктику.

    В СЗФО такие задачи решают в Архангельской и Мурманской областях, Ненецком округе, республиках Коми и Карелия. Практики некоторых из них также учитывались при разработке закона. К примеру, в поселках Заполярья, снабжавшихся по программе северного завоза, установили ветрогенераторы и солнечные батареи. Благодаря этому теперь туда надо везти только топливо для резервных дизель-генераторов. А в НАО стали проводить закупку всей продукции одним лотом, что позволило сократить затраты.

    Сейчас в северных регионах изучают законопроект, чтобы при необходимости внести свои предложения.

    Тем временем

    По мнению чиновников, для Поморья кампания по северному завозу стратегически важна. За короткий период нужно доставить годовой запас топлива в отдаленные и труднодоступные районы. В этом году план по завозу такой: 121,7 тысячи тонн каменного угля, 19,5 тысячи тонн жидкого топлива и 83,4 тысячи тонн древесного топлива. Проектом закона предлагается закрепить полномочия госорганов по контролю за ценами на товары, которые идут в рамках северного завоза, и создать федеральную систему мониторинга грузов. В области изучают документ, чтобы все тонкости региональной логистики были в нем учтены.