06.09.2022 17:30

    Почему модернизация среднего профобразования требует новых подходов

    В Мурманской области крупный бизнес нашел нетривиальный способ решения одной из наиболее острых проблем среднего профессионального образования - недостаточной квалификации преподавателей. Для них организована практика на предприятиях, которая позволит лучше понять, какими знаниями должны обладать рабочие, которые трудятся на современном промышленном производстве.
    Профессиональные моряки нужны Арктике как никогда. / Виталий Аньков/РИА Новости
    Профессиональные моряки нужны Арктике как никогда. / Виталий Аньков/РИА Новости

    Потребность российской промышленности в кадрах среднего звена становится все острее. Особенно это касается Арктики, где в суровых условиях реализуются крупные инвестпроекты. Согласно подсчетам ученых Санкт-Петербурга, для этих проектов сегодня необходимы 20-25 тысяч специалистов разного профиля.

    Есть и другие подсчеты. Как заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис в ходе состоявшегося в Мурманске Чемпионата профессионального мастерства по северным профессиям, только в одном этом регионе, с учетом всех реализуемых проектов, будет создано около 20 тысяч рабочих мест. Больше всего не хватает квалифицированных рабочих с дипломами колледжей и техникумов.

    Развитие материально-технической базы для учреждений СПО остается важной задачей, но еще важнее - получать выпускников, знания и умения которых отвечают современным производственным задачам, подчеркнул генеральный директор компании "НОВАТЭК - Мурманск" Петр Оборин. По его словам, откровенный разговор с представителями Мурманского индустриального колледжа и регионального министерства образования показал: проблема качества преподавания действительно существует. Чтобы ее решить, необходимы правильные учебные программы, которые будут подходить под требования работодателей и давать выпускникам уверенность в своем дальнейшем трудоустройстве. Такая же работа проводится с Мурманским строительным колледжем имени Момота.

    - Мы очень долго не замечали Арктику, - подчеркнул эксперт. - С подготовкой кадров мы опоздали. Сегодня мы вынуждены собирать их не только со всей страны, но и по всему миру. Это опоздание надо наверстывать. Мы начали с того, что организовали у себя практику для преподавательского состава, чтобы сами преподаватели могли ответить на вопрос, могут ли они сами выполнить то, чему учат молодежь. В июне состоялась первая практика, в сентябре мы намерены продолжить данную работу. Главная цель - понять, как необходимо модернизировать программы, какие учебные цеха создать, какое потребуется для этого оборудование и так далее. Именно для этого мы подписали в 2020 году долгосрочное инвестиционное соглашение с Мурманской областью, которое включает в себя совершенствование образовательных программ. Это очень долгая, но крайне важная перспектива.

    Агентство развития навыков и профессий предлагает еще один инструмент - создание корпоративных центров опережающей подготовки (КЦОП). Эта инициатива реализуется в течение последних двух лет в рамках национального проекта "Производительность труда" и уже привлекла внимание более 30 крупных российских компаний. Кадровые проблемы есть у всех и проявляются по-разному, отмечает руководитель сети КЦОП агентства Тимур Хакимов. При работе с компаниями выявляются самые проблемные производственные участки. Сотрудников предприятий обучают проводить аудит рабочих мест, делать хронометраж производственных операций, анализировать как состояние рабочего места и оборудования, так и навыки каждого сотрудника. На основе этого разрабатывается корпоративный стандарт - прообраз желаемого профиля необходимого специалиста, который впоследствии используется при адресной подготовке и переподготовке кадров под запрос конкретного работодателя. Этот стандарт очень пригодится при модернизации образовательных программ.

    Преподаватели на практике могут применить те знания, которые передают студентам

    Однако, совершенствуя учебные программы, о материальной базе забывать тоже не следует. Она сильно устарела, это показал мониторинг состояния колледжей в регионах страны, отмечает доцент Череповецкого государственного университета Александр Листвин. Если учесть, что в России действуют более 3 500 учреждений СПО, обновлять их оборудование - задача очень дорогостоящая. Более того, оно очень быстро устаревает. Выход власти видят в создании в регионах специализированных центров компетенций на базе передовых колледжей и техникумов, о котором говорится в Стратегии развития системы СПО до 2030 года. Предполагается, что это будут своего рода региональные "опорные пункты", которые не только позволят молодежи определять свою профессиональную стезю и получать рабочие специальности, но и дадут возможность проходить профессиональную переподготовку взрослым людям.

    Комментарий

    Руслан Ильясов, директор департамента по персоналу и социальной политике Кольской ГМК:

    - Статистика такова, что для выбора одного специалиста нужно оценить примерно восемь претендентов. Это означает, что нам нужна база примерно в 160-200 тысяч человек. Кадры нам очень нужны. Мы планировали на 2022 год около тысячи вакансий, а наши коллеги в Норильском дивизионе - около пяти тысяч рабочих мест. Что до качества среднего профессионального образования, то оно заключается прежде всего в практике. Мировой опыт демонстрирует, чтобы практике посвящалось 50 или даже больше процентов времени обучения.