06.09.2022 09:50
    Рубрика:

    В Крыму испытают первую электрическую "Буханку" и шоссейный электрокар

    К концу года в Крыму планируют провести ходовые испытания первой электрической "Буханки", а весной будущего года сертифицировать комплект для самостоятельного переоборудования (КIТ-комплект) классического автомобиля этого класса на электрическую тягу. Кроме того, осенью здесь намерены произвести 10 гольф-каров, а через год представить общественности первый шоссейный электромобиль крымского производства.
    Разработчики уверены, что машина повышенной проходимости только выиграет в своих ходовых качествах при наличии электрического двигателя. / Сергей Винник/РГ
    Разработчики уверены, что машина повышенной проходимости только выиграет в своих ходовых качествах при наличии электрического двигателя. / Сергей Винник/РГ

    Производство электрокаров - не новая темя для Крыма. Зарегистрированная на полуострове компания "Эльтавр" за последние несколько лет произвела уже более 200 прогулочных машин, которые сейчас возят туристов на курортах республики, а также в Краснодарском крае, Москве, Санкт-Петербурге. География поставок расширилась уже до Приморского края. Но полтора года назад, под эгидой Ассоциации развития электромобильного транспорта "Рустрансэлектро", крымские производители решили выйти на качественно иной уровень. Молодые предприятия "Элькафа" и Svyateco занялись адаптацией типового серийного электродвигателя конвейерной сборки к электромобилю, передвигающемуся по дорогам общего пользования. В качестве базовой модели здесь выбрали предназначенный для станков и насосного оборудования двигатель воронежского завода "Элмаш", работающий от 380 вольт и выдающий 7,5 киловатта мощности при 750 оборотах в минуту.

    - После нашей переделки мощность двигателя увеличивается до 71 киловатта при 6 000 оборотов в минуту, - рассказал председатель Ассоциации развития электромобильного транспорта "Рустрансэлектро" Михаил Демурия. - Важно, что двигатель при этом дорабатывается по всем технологиям автомобилестроения: это касается вибрации, нагрева, условий эксплуатации, температурных диапазонов и так далее.

    Крымчане запатентовали свое ноу-хау в части доводки электродвигателя до автомобильных стандартов. К концу года разработчики планируют закончить опытно-конструкторские работы и в декабре представить первую электрическую "Буханку" на ходу.

    - Сейчас ведутся конструкторские работы над охлаждением двигателя, мы предполагаем закончить их в течение двух-трех месяцев и приступить к тестированию, - рассказал руководитель компании Svyateco Сергей Шашков.

    Разработчики уверены, что машина повышенной проходимости только выиграет в своих ходовых качествах при наличии электрического двигателя.

    - Преимущество электродвигателя перед двигателем внутреннего сгорания в гораздо меньших габаритах, при этом на килограмм массы у него гораздо выше крутящий момент, - поясняет Михаил Демурия. - У "Буханки" сейчас крутящий момент 220 ньютон метров при 3 000 оборотов. У электродвигателя с нуля оборотов уже 400 ньютон метров. Он почти в два раза мощнее с нуля оборотов. Соответственно "Буханке" может даже и не понадобится коробка передач.

    После сертификации в Крыму намерены в будущем году произвести около 100 KIT-комплектов для этого авто, постепенно доведя производство до 5000 комплектов в год. Параллельно крымчане работают над созданием собственного электрокара для дорог общего пользования.

    - Сейчас мы ведем конструкторские работы и одновременно начинаем технологические. Надеемся, что через год у нас будет опытный образец электромобиля "Скиф", - поделился планами Сергей Шашков. - Дизайн уже разработан, двигатель для опытного образца мы сделаем такой же, как у "Буханки". Сейчас разрабатываем батарею.

    Сегодня предприятие выпускает четыре вида литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей для гольф-каров и прогулочных электромобилей. Но для шоссейного электромобиля потребуется более емкий аккумулятор напряжением 360 вольт. На одной зарядке машина должна проезжать 250 километров. Еще одна задача, которую поставили себе разработчики - максимальная локализация. Это означает, что большинство компонентов будущего электрокара должны быть либо российского производства, либо стран Таможенного союза.

    - Подвеска в нем будет отечественного производства, от "Лада Гранта", коробка передач тоже ее. Электродвигатель решили взять белорусский и усовершенствовать его по той же технологии, что сейчас выбрали для "Буханки", - рассказал Михаил Демурия. - Электромобиль разрабатывается согласно требованиям технических регламентов безопасности машин. Сначала он будет соответствовать условиям безопасности для закрытых территорий, например, на нем можно будет ездить на производственной базе предприятий между корпусами. Так делают в Сколково или Силиконовой долине, когда испытывают новые автомобили. В дальнейшем его можно будет зарегистрировать в ГИБДД для езды по дорогам общего пользования.

    Напомним, что год назад, 23 августа 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал концепцию развития электротранспорта в РФ. Крым и Севастополь вошли в число восьми пилотных регионов, где внедрение этого вида транспорта должно идти опережающими темпами. Уже сейчас на полуострове действуют около 100 медленных зарядок (полный цикл зарядки аккумулятора длится 4-8 часов), но по-прежнему ощущается дефицит быстрых зарядных станций (1 час и менее). Согласно распоряжению правительства РФ, до конца 2022 года в Крыму должно появиться 50 новых быстрых зарядок для электромобилей и еще 18 в Севастополе. Приморский город уже получил на эти цели 46 миллионов рублей. Появление современной инфраструктуры станет дополнительным стимулом для использования экологического транспорта на полуострове.

    Прямая речь

    Елена Элекчан, врио министра промышленной политики Республики Крым:

    - Мы очень рассчитываем на сотрудничество с группой компаний, производящих автономный электротранспорт в Крыму. Это касается не только прогулочных машин для туристов, но и коммунальной техники для уборки курортных поселков с узкими улочками, где большие машины не могут проехать. Также важно, что при установке зарядных станций бизнес может рассчитывать на бюджетную субсидию непосредственно на саму станцию и отдельно на компенсацию затрат, связанных с ее подключением к электрической сети.

    Тем временем

    Российская компания-производитель зарядных станций для электротранспорта "Яблочков" запустила в серийное производство установки, способные заряжать до шести электробусов одновременно. Станция на несколько машин позволяет оптимизировать использование площадей и удешевить обслуживание транспорта, а также упростить сбор данных о работе станции, считают разработчики. Оператор может управлять распределением мощности между станциями и создавать сценарии работы, адаптированные к графику движения электротранспорта.