А 73 года назад ей удалось предотвратить кровную месть за убийство брата.
Катя родилась младшим, четвертым ребенком в высокогорном селе Цей за пять лет до начала Великой Отечественной. В войну самым уважаемым человеком в их поднебесье был почтальон Дударов. Его иногда побаивались, опасаясь, что принесет горькую весть, но больше - с нетерпением ждали и любили. Маленькая Катя на всю жизнь запомнила, как женщины валились на землю замертво, когда он приносил похоронки. Но помнит, и как плясали от радости, не зная, куда посадить письмоносца за принесенный солдатский треугольник.
Именно маленькой Кате Дударов вручил последнюю весточку от старшего брата-фронтовика.
- Брат писал из-под Сталинграда, что их везут куда-то на поезде. Обещал обязательно написать с нового места, но больше писем мы от него не дождались, - вспоминает Екатерина Сахановна.
...Дом старейшего почтальона России мы нашли быстро. Бабу Катю Дзалаеву в поселке Мизур знают все, дорогу к ней показали быстро. Узкая, зажатая горами лента асфальта привела к ухоженной усадьбе.
Новые ворота, маленький зеленый двор, домик внутри похож на шкатулку: пол устлан пестрыми самоткаными половиками, чистота, белые подоконники утопают в цветах.
- Я этот дом 10 лет строила. На одну пенсию покупала блоки, с другой пенсии строителям платила. Так и жила, сама питалась с огорода, да корова молоком выручала. Сыр варила, да еще и людям его продавала, - делится она незатейливой экономикой жизни.
В родном селе Цей Катя окончила девять классов, после чего сразу шагнула во взрослую жизнь. Старший брат не вернулся с фронта, среднего убили в мирном 1949 году. Сестра вышла замуж, а она не могла оставить родительский дом. Рассказывает, что мать с горя слегла, отец словно окаменел - мог часами бездвижно сидеть и смотреть в одну точку.
- Мы хозяйство большое держали, я сама сено косила вручную, литовкой, в горах. Потом на себе его спускала домой. Все удивлялись, мужики говорили: "Какая Катя сильная..."
О своей жизни рассказывает скупо: жизнь трудная. Говорит, всегда мечтала работать на почте, "чтобы людям приносить только хорошие новости".
В 1968 году в ее родном селе освободилось место почтальона. Взмолилась: "Возьмите меня!" С тех пор долгие десятилетия носила почту в четыре высокогорных села и в несколько туристических лагерей, расположенных у самых заснеженных вершин.
- На груди сумка, полная газет и журналов, на спине посылка тяжелая, а в руках спицы вязальные. Я минуты не теряла, пока иду от села к селу - что-нибудь вяжу на ходу, - улыбается баба Катя.
Она знает многие тайны и горести своих земляков. Женщины десятилетиями делись с ней своими переживаниями. Всегда выслушивала, утешала, поддерживала. Иногда могла дать деликатный совет.
- Люди мне много чего доверяли. Все знали, что сплетни на дух не выношу.
Поколения земляков любили и любят своего почтальона: "Наша Катюша идет".
- Часто угощали чем-нибудь вкусным. А мне и посидеть, перекусить вечно некогда. На ходу пожую - и дальше бежать, меня же всегда всюду ждали.
Более чем за полвека ее почтовой службы она держала в руках три телеграммы с сообщением о смерти родных своих земляков. Но ни одну из них не принесла в дом. Всегда кого-то просила отдать в руки пришедшую "черную" весть: "Не могла, я на всю жизнь запомнила, как кричали в войну женщины, получая похоронки".
В школе ее считали первой актрисой в драмкружке. Ее любимым занятием до сих пор остается чтение. Не уснет, если не прочитает несколько книжных страниц.
Так вышло, что почтальон Дзалаева пережила всех односельчан и из родного села уехала самой последней.
- Люди постепенно разъехались, я одна там жила лет пять. Потом совсем тяжело стало, и я с коровой в Мизур переехала. Купила здесь старенький домик, потом новый начала строить.
Ее женское счастье мелькнуло короткой зорькой и погасло. Замуж она вышла в 35 лет, через полтора года мужа прогнала. Осталась одна с маленькой дочкой на руках.
- Он любил по женщинам ходить, а я этого терпеть не стала.
Екатерина Сахановна в свои 85 лет работает на полставки, почту носит три раза в неделю, получая за свой труд 5 тысяч рублей. В месяц. До почтового отделения, что в поселке Бурон, она из своего Мизура добирается долгих 12 километров. И весь поселок обойдет вдоль и поперек, разнося почту. Еще на ее участке четыре высокогорных туристических лагеря. Туда она порой идет ради одного письма.
- Сейчас газет совсем мало люди выписывают, а писем, рукой написанных, в месяц бывает одно-два, не больше. И тоненькие они, люди ленятся писать, - говорит почтальон.
Часто в ее почтовой сумке судебные повестки, письма из налоговой инспекции и послания от судебных приставов о неуплаченных штрафах. В день она проходит не меньше 30 километров, ее в округе знают и уважают стар и млад. Редко какая машина мимо проедет. "Баба Катя, давай подвезу!" - часто сегодня говорят местные водители, увидев шагающую по горной дороге пожилую женщину.
- Но бывают дни, когда все время пешком. Особенно в непогоду. Конечно, устаю. Но пока еще могу работать. Понимаете, не могу без дела сидеть.
Три года назад она дважды летала в Москву, первый раз ее с внучкой пригласили на один из телеканалов, там с ней записали большое интервью. А когда передача вышла в эфир, в почтовом ведомстве случился переполох, и старейшего почтальона России пригласили в гости на самый почтовый верх.
- Вам помощь нужна? - спрашивали Екатерину Сахановну в главном почтовом офисе России.
- Меня водители подучили новые машины попросить. Ну я и сказала, что машины нужны, те, что есть, часто ломаются, - улыбаясь, вспоминает она.
Ждали два года. В прошлом году почтовикам Северной Осетии пришло 10 новеньких "газелей".
- Вы не представляете, как водители радовались. Как дети!
На премии "Почты России" ей присвоили звание "Человек года".
- Об этом я узнала только в Кремлевском зале, до награждения и не подозревала ничего. Конечно, было приятно. Когда объявили, что я победила, не поверила своим ушам. Поднялась на сцену и даже выступила - пожелала всем почтальонам удачи в работе.
Перед тем как ответить на вопрос, долго ли она еще собирается работать, баба Катя внимательно посмотрела в окно. Убедившись, что рядом нет дочки, заговорщицким шепотом сказала: "До снега точно доработаю, а там как Бог даст. Дочка меня ругает, говорит, что ей перед людьми стыдно, что мать до сих пор работает. А я же не ради денег. Понимаете?"
"Моего брата убили в 1949 году. Убили за выручку из магазина, он продавцом работал. Я тогда дала Богу слово, что не буду никогда есть мясо и рыбу. И уже 73 года слово держу. Раза два в неделю ем только курицу".
"У меня есть один случай, за который, думаю, Бог мне простит много грехов. Я уговорила своих родственников не мстить кровной местью тем, кто убил брата. Сама удивляюсь, как мне это удалось. Но сумела убедить. И от этого мне даже сегодня на душе легче".