
- Визит Эрдогана в Сербию и Боснию и Герцеговину, где он также встретится с лидером боснийских сербов Милорадом Додиком, не является из ряда вон выходящим событием. Начиная с 2000-х гг., Турция развивает прагматичные экономические отношения со всеми странами региона, включая сербов. Также Анкара нередко пробует выступать в роли посредника в возникающих противоречиях мусульманских и иных общин региона. Поэтому данный визит, скорее, стоит рассматривать с двух позиций: как часть начинающейся президентской гонки в Турции и как визит, встраивающийся в спектр различных субрегиональных противоречий, в части из которых (например, в отношении Кипра) Анкара выступает участником, а в других - хотела бы стать посредником (например, сербо-албанские отношения и ситуация в Боснии и Герцеговине). Эрдоган всегда наносит визиты на Балканы как в ходе предвыборных кампаний, так и в моменты внутренних напряжений в Турции. Это объясняется просто: значительную часть Анатолии и ряд других регионов населяют этнические выходцы с Балкан. При этом и в самих балканских странах турецкая диаспора и слои населения, сохраняющие связи с родственниками в Турции, многочисленны.
В свою очередь, проект "Открытые Балканы" не является противопоставлением интеграции в ЕС. Это один из вспомогательно-замещающих проектов, наряду с Берлинским процессом. В чем его отличия? Фактически он представляет собой механизм развития системного взаимодействия между двумя наиболее многочисленными народами субрегиона - сербами и албанцами. За его реализацию лично отвечают президенты двух стран Александр Вучич и Эди Рама. Помимо открытых границ, он предполагает и ускоренную реализацию ряда вполне конкретных проектов: создание единой транспортно-логистической системы, а также создание общей энергетической базы.
Поэтому интерес Турции к "Открытым Балканам" вполне очевиден. Во-первых, транспортно-логистические цепочки будут замыкать юго-восточный фланг НАТО. Это не только дает Анкаре дополнительные экономические инструменты - например, транзитный поток товаров - но и несет определенные вызовы американо-турецким отношениям. Во-вторых, единая энергетическая система региона ставит новые задачи перед Турцией как экспортером и транзитером энергии. Наконец, уровень присутствия турецкого бизнеса в Албании, Северной Македонии, самой Сербии, не говоря уже о БиГ и Косово, высок. "Открытые Балканы" - это хорошая инвестиционная возможность для турецкого бизнеса. Но только в том случае, если с правовой точки зрения он будет отвечать не только задачам европейской интеграции, но и интересам Анкары. Подключение к проекту на раннем этапе дает возможность такой задел сформировать.