История - одна из многих, но поскольку связана с близким кругом знакомых, с нее и начну большой рассказ. Ко мне обратился знакомый.
- Как ты считаешь, можно ли сбить цену хотя бы на чуть-чуть у юристов на их услуги?
- А что вас так взволновало вдруг, что к юристам пошли?
- Пенсия маленькая, а они обещают, что повысят ее на вполне законных основаниях. Заманчиво, конечно, но денег жалко, да и гарантии никакой.
- А сколько просят-то?
- Сорок тысяч!
- Знаете, - говорю я, - поворачивайтесь и идите прочь. Это мошенничество чистой воды.
- Мне тоже так кажется, потому и звоню. Меня, когда я из кабинета стал выходить, они просто за рукав хватали: "Пожалеете сейчас 40 тысяч, а потеряете большую пенсию на всю оставшуюся жизнь". Вот сомнения и одолевают, что называется - и хочется, и колется.
Этот диалог я вновь вспомнила, разглядывая на порталах многочисленные объявления специалистов, называющих себя пенсионными юристами и предлагающих услуги по пересчету пенсии в сторону ее увеличения.
Выход на пенсию - момент важный для каждого, и неудивительно, что кого-то из получателей назначенная сумма не устраивает. Они полагают, что в ПФР посчитали ее неправильно, не учли периоды обучения, прохождения давней практики, которая оплачивалась на предприятии, или вовсе выпали целые годы стажа из-за потери документов. Бывает всякое, но Пенсионный фонд руководствуется только имеющимися у них данными. Люди же, увидев объявления о возможности перерасчета пенсии, хватаются за нее как за спасательный круг, тем более что вопрос обещают решить быстро. Но обещания от реальности отличаются разительно, и часто человек остается и без денег, заплаченных за услуги, и, разумеется, без большой пенсии.
На запрос "РГ" в областном управлении Роспотребнадзора подтвердили, что пенсионеры и предпенсионеры часто направляли им жалобы на некачественные услуги юристов, связанные с заключением договоров на подготовку документов к пересмотру размера пенсий и взиманием за это несоизмеримой платы. Стоимость услуги составляла от 12 до 50 тысяч рублей.
Исполнители обещают подготовить все запросы и направить их в соответствующие инстанции, а также представлять интересы обратившегося в суде. На такие обещания "финансового рая" многие ветераны соглашаются. Но спустя время становится ясно, что вопросы так и не были решены. Тогда-то они пишут и звонят в Роспотребнадзор в надежде заставить компании расторгнуть договоры и вернуть деньги. В Роспотребнадзоре им оказывают бесплатную юрпомощь, но вот расторгнуть такие договоры невозможно.
Доктор юридических наук и депутат Самарской губдумы Наталья Боброва считает, что такая ситуация сложилась из-за того, что начиная с 1990-х на рынок вышло очень много юристов, но найти всем достойные способы заработка им сложно.
- Я считаю, что это не что иное как новый вид мошенничества, причем не только по этой категории дел ищут паству, изобретают новые гражданские дела и по другим направлениям. Например, обещают оспорить решение, вынесенное на основании данных видеорегистратора, люди опять же платят деньги, а результата нет. Доказать, что это мошенничество, и отбить деньги у них невозможно. Договор же подписан. Судиться с юристами довольно сложно, - резюмирует собеседник "РГ".
Депутат подчеркнула, что даже если у человека есть сомнения в правильности расчета пенсии, то необходимо обратиться с заявлением в отдел ПФР по месту жительства и поставить этот вопрос. При наличии письменного ответа от ведомства уже могут быть понятны перспективы дела, ведь даже юрист, нашедший ошибку, должен будет доказать ее в судебном процессе, который занимает приличное время. Если же деньги за услуги отданы, а результата нет, всегда остается возможность обратиться в полицию или прокуратуру.
В Роспотребнадзоре пояснили, что не стоит верить красивым названиям, упоминаниям госорганов или госпрограмм, полезнее почитать отзывы о фирме, внимательно ознакомиться с договором и в случае возникновения сомнений не подписывать его. Должен насторожить документ, в который вписан максимальный перечень услуг, в разговоре обещают одно, но нет ни слова об этом на бумаге. Акты о выполнении работ следует подписывать только после их завершения.
Прием заявлений от граждан государственными, муниципальными и правоохранительными органами ведется бесплатно, обращения можно подать самостоятельно, написав от руки или в интернете в электронной форме, приложив документы.
Образцы жалоб и претензий также можно найти и оформить самостоятельно, поручив это детям или внукам. Основной целью любой коммерческой организации является извлечение прибыли. Указание на бесплатный характер услуг в рекламе не должно вводить в заблуждение. В помощь заявителю на федеральном сайте ПФР есть раздел, где представлены материалы о перерасчете пенсии без заявления, по заявлению и с учетом иных периодов - pfr.gov.ru/grazhdanam/pensionres/pereraschet. Там указано, что если перерасчет размера страховой пенсии окажется невыгоден пенсионеру, то процедуру не проводят, а пенсия будет выплачиваться в прежнем размере.
Алексей Бородин, вице-президент Палаты адвокатов Самарской области:
- Попробуем сформулировать признаки, по которым можно выявить недобросовестного специалиста или организацию, оказывающих юридическую помощь. Конечно, это мое субъективное мнение, но основанное на многолетней практике. И так недобросовестность исполнителей можно заподозрить по следующим признакам. Они обещают решить большой спектр проблем. Имеют агрессивную рекламу в соцсетях и на других ресурсах. Указывают о своей принадлежности к госструктурам (в названии - созвучность с действующими авторитетными организациями). Компании или юристы сами выходят на потенциального потребителя, присылая ему смс и электронные письма. Предпринимают попытки склонить к заключению договора уже в ходе телефонного общения. Обещают бесплатно проконсультировать и оказать услугу по минимальным расценкам. В ходе первой консультации клиента общение проходит с менеджером - продажником, при этом ему гарантируют определенный (желаемый) результат. Кстати, на сомнительную репутацию указывает и отсутствие на сайте компании отрицательных отзывов. Все эти правила можно применять к тестированию самых разных услуг, не только юридических.
Если говорить вкратце, как найти добросовестного юриста, то тут есть несколько способов. Во-первых, это рекомендации от знакомых, уже обращавшихся за такой помощью. Во-вторых, возможность обратиться в коллегию адвокатов, находящуюся поблизости от места жительства человека, и проконсультироваться там о необходимой помощи. В-третьих, стоит обратиться и в организации, оказывающие юридическую помощь за бюджетный счет. Например, в Самарской области это - Госюрбюро по Самарской области.
У граждан периодически возникают проблемы с включением в страховой стаж определенного периода времени для назначения или перерасчета пенсии. Если даже в ПФР ему отказали, то остается судебный порядок разрешения таких споров. Например, в случаях, когда работодатель ликвидирован и у него отсутствуют правопреемники. Тогда работник обращается в суд с заявлением к ПФР о включении периода работы в страховой стаж. Факт работы у работодателя подтверждается свидетельскими показаниями либо имеющимися у работника документами о работе.
В обычной практике есть адвокаты, которые специализируются на пенсионных вопросах? Дела такой категории могут проводить практически все адвокаты, которые занимаются гражданскими делами. Ведут их и юристы, но значительно реже, поскольку прибыли от них не получишь, а времени в судебных коридорах потратишь много.
Анна Зайцева, управляющий Отделением ПФР в Самарской области:
- Органы ПФР не несут ответственности за разъяснения, предоставляемые фирмами (частными лицами), осуществляющими консультации по вопросам пенсионного законодательства. На указанные организации не возложены полномочия давать заключения о правильности исчисления пенсии. В органы ПФР поступает большое количество "шаблонных" обращений граждан, воспользовавшихся платными услугами фирм по подготовке заявлений в различные государственные органы и ведомства. Анализ таких обращений показал недобросовестность и некомпетентность данных фирм в составлении заявлений, в частности в обращениях хаотично перечисляются статьи из разных нормативных актов, нормы законодательства указываются в искаженном, сокращенном виде, что может вводить в заблуждение пенсионеров. С учетом изложенного рекомендуем обращаться по вопросам пенсионного обеспечения в компетентные органы - клиентские службы ПФР либо Отделение ПФР.
Контакт
Консультации по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефонам Роспотребнадзора в Самарской области: 8 (846) 260-50-25, 260-69-56.
Информацию можно получить и на сайте Роспотребнадзора в разделах:zpp.rospotrebnadzor.ru, www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news