Многополье находится в часе от Донецка. Я поехала сама за рулем. Где-то вдалеке слышен грохот и взрывы. Становится не по себе, но местные уже привыкли: по звукам различают, какой снаряд и как далеко. Работает ПВО. Дорога пролегает среди бескрайних полей, работы на которых не прекращаются, несмотря ни на что.
Когда я готовилась к поездке, спрашивала, как вести себя, если вдруг... Бывалые подсказали: ехать нужно быстро, тогда попасть в тебя сложнее. Но если взрыв впереди, надо разворачиваться и уезжать как можно быстрее. Окна, даже если непогода, должны быть открыты, чтобы все слышать и не посекло стеклом, а если начался обстрел, лучше остановиться, выскочить из машины и лечь на землю, лучше в канаву.
- Мы верим, что скоро все закончится и к нам придет мир, - говорит мне Даша. - Я очень люблю поле, смотрю - и глаз радуется. Нужно пахать, сеять, убирать урожай и снова пахать и сеять. Знаете, так приятно видеть плоды своего труда. Когда в чистом поле появляются молодые колосья, которые потом наливаются зерном.
Встреть ее в городе - никогда не скажешь, что она трактористка. К тому же спортсменка, активистка и просто красавица. Шорты, футболка, кроссовки. Современная прическа и макияж. А еще она тщательно следит за своим маникюром, ногти длиннющие с эффектным дизайном.
- Многие удивляются: и как ты работаешь с такими ногтями? А мне так даже удобнее. И вообще, я же девушка - и мне хочется быть красивой.
Даша привычно запрыгивает в кабину трактора. Но перед этим дежурная диагностика: проверка уровня масла, тосола, продувка фильтров и радиатора. Плюс обработка смазкой трущихся элементов.
- Это же не обычная техника, а сельскохозяйственная. В страду работает - пыль столбом, да и посреди поля всякое может случиться, - объясняет она. - Вот на днях чуть не наехала на "подарок" от ВСУ. Трава высокая, не заметила, и тут - удар в косилку. Остановилась, сдала назад. Вылезла посмотреть - оказалось, снаряд. Часть его в землю вошла, а остальное наружу где-то на метр торчало. Три ножа косилки из шести отломались. Ну ничего, починим, главное - все обошлось.
В чистом поле она одна, но на местности ориентируется прекрасно. Трактор ползет со скоростью до 8 км/ч, за собой тащит габаритную навесную технику. Позади остается обработанная почва. На смену трактористу выдают шесть литров минералки, а еще в поле привозят обед. Кабина с кондиционером и радиоприемником, так что едем в прохладе и с музыкой.
- Но надо же кому-то работать! - рассуждает Даша, показывая мне на поле. - Уборочная уже закончилась, здесь была пшеница. Тут вспахали. Теперь предстоит посевная. А потом поздняя уборочная: пойдут подсолнечник, кукуруза...
Она росла в семье тракториста. С детства отец брал ее в поле, сажал рядом в кабину. Лет в пятнадцать сама попросила попробовать. Так и научилась. Но тогда это было любопытство, на самом деле с детства она мечтала работать в полиции. Но случился 2014-й. Их район заняла украинская армия. Месяц местные прятались по подвалам. А когда Украина отступила, многие дома оказались разграблены: с собой "защитники" увозили бытовую технику, телевизоры и даже личные вещи тех, в чьих хатах жили, вплоть до косметики.
Шел август, пшеницу убирать было некому - многие односельчане, в том числе трактористы, ушли защищать Донбасс. Кто-то так и не вернулся... И Даша вызвалась помочь. Глава сельхозпредприятия на свой страх и риск доверил школьнице серьезную технику. Первое время она работала в связке с отцом, но потом тот перенес серьезную операцию...
Сейчас Дарья Власюк трудится наравне со взрослыми мужчинами, по производительности труда им не уступая. Освоила не только трактор, но и комбайн, научилась выполнять даже легкий ремонт.
Отец с матерью гордятся дочерью, которая не только передовик в поле, но и по хозяйству помогает: огород, свиньи, куры.
- Когда я только начинал, в селе было 50 трактористов, - вспоминает Николай Власюк. - До освобождения Донбасса к нам на работу приезжали вахтовым методом из Херсона и других регионов. Сейчас вахтовиков нет, но мы выкручиваемся.
Сейчас в хозяйстве три комбайна и два трактора плюс один маленький, садовый. На нем Даша обрабатывает участки односельчан. Ведь в основном все живут тем, что выращивают сами.
- Срок службы такого комбайна, например, 10 лет, а ему уже 20. Конечно, случаются проблемы. Однажды полетела деталь, стали узнавать: оригинал стоит 700 тыс. рублей. Ну откуда у нас такие деньги? Спасибо, нашелся местный Кулибин, точно такую же сделал за 50 тыс. Вот так и живем, - говорит руководитель сельхозпредприятия "Многополье" Амвросиевского района ДНР Николай Костанда.
Кстати, мечту свою Даша почти осуществила. Поступила на юрфак в Донецкую академию МВД. Учебу на коммерческом отделении оплачивала сама, зарабатывая на пахоте. Работу в поле совмещала со сдачей сессий и даже госэкзамены сдавала этим летом дистанционно. Все - на отлично. Теперь собирается в магистратуру.
Она признается, что за эту страду заработала больше 100 тыс. рублей. На них купила модный мобильный телефон и съездила с подружками в Сочи. Но у нее есть цели и поважнее:
- Мечтаю о собственном автомобиле - и он у меня обязательно будет!
Первой женщиной-трактористкой СССР стала жительница Донбасса Паша Ангелина (1912-1959), которая в 1929 году, окончив курсы, стала работать на машинно-тракторной станции. Постоянно перевыполняя план, стала символом технически образованной советской работницы. В 1938 году прославилась лозунгом "Сто тысяч подруг - на трактор!". Работала и в годы Великой Отечественной - в Казахстане. Вследствие постоянного контакта с машинными маслами и дизельным топливом заболела циррозом печени. Умерла в 1959 году в Москве. Бронзовый бюст Паши Ангелиной установлен на ее родине - в донбасском поселке Старобешево.