В конце лета в Кирове прошла серия из шести акций "Концерт одному дому", организованных вятской активисткой Региной Погудиной. Каждая из них совмещала экскурсию по исторической части Кирова и выступление местных музыкантов под стенами одного из знаковых для города зданий, которые в настоящее время находятся в крайне плачевном состоянии.
Например, у стен памятника архитектуры федерального значения, известного как "Приказная изба", выступали студенты музыкального училища. Усадьбе купца Лебедева концерт давал ансамбль народных инструментов Вятской филармонии "Три плюс два". А в конце августа под стенами полуразрушенного дома Аверкия Перминова выступили ученики одной из музыкальных школ и лауреаты всероссийских конкурсов Екатерина Слободина, а также Матвей и Екатерина Обоховы.
- При составлении программ мы ориентировались на музыку, которая окружала тот или иной дом в разные моменты его жизни. В первую очередь годы, когда шло строительство. Конечно, это в основном классические или народные композиции, - рассказывает Регина Погудина.
Так, концерт дому Перминова был призван отразить сложную судьбу этого здания. В результате программа уличного концерта включила в себя музыку Баха, Гайдна, Бартока, мелодии русских романсов XIX века, ставшее классическим танго Карлоса Гарделя и "Музыкант играл на скрипке" Булата Окуджавы.
Концерты вызывают куда больше желания изменить ситуацию, нежели призывы о сохранении исторического наследия
Инициатор проекта не скрывает, что практику уличных концертов она "подсмотрела" в других российских городах, включая Нижний Новгород. Однако Регина придала ей местную специфику, и кроме чисто художественного наполнения концерты получили острую социальную составляющую, связанную с сохранением историко-архитектурного наследия Вятки.
- Проект - это попытка обратить внимание на проблемные аспекты, на проблемные объекты, исторические дома. Нет желания в лоб говорить, что все плохо. Я попыталась подойти к этому с другой стороны. Оживить здания и поговорить с историей города на другой волне, - объясняет свою идею организатор "Концертов одному дому".
В результате Киров получил оригинальное переосмысление городских активностей. Ведь все этапы действа можно "прочитать" и в контексте политических акций: экскурсия - демонстрация, концерт - митинг. Когда тема восстановления того же дома Аверкия Перминова год за годом всплывает в информационном пространстве города и так же год за годом не находит решения, то прямой призыв уже не вызывает абсолютно никаких эмоций.
Другое дело, когда под стенами этого разрушающегося архитектурного памятника дети играют на скрипках. Это не решает проблемы. Но вызывает куда больше желание изменить ситуацию, чем если бы вместо концерта там выступал очередной политик, который за все хорошее и против всего плохого.
Нужно ли восстанавливать старые здания? Возможно ли? Ответы на эти вопросы могут быть прямо противоположными. Но то, что каждый такой дом - осязаемая история, оспаривать никто не станет.
К примеру, сейчас еще можно прикоснуться к стенам дома для губернского секретаря Аверкия Перминова. Здание построили в 1755 году после большого пожара, опустошившего Хлынов за несколько лет до этого. Оно стало одним из первых гражданских кирпичных строений города. О самом Аверкии Перминове сейчас мало что известно. Правда, сохранилась легенда, что история о его похождениях легла в основу знаменитых гоголевских "Мертвых душ".
В 80-х годах XVIII века, через несколько лет после получения городом статуса губернского центра, казна выкупила дом у наследников Перминова для размещения официальной губернаторской резиденции. Правда, спустя пару десятков лет вятские губернаторы уже начали жаловаться в столицу, что им нужен новый офис, так как дом пришел в полную негодность.
В XIX веке в доме Аверкия Перминова размещались самые разные частные и публичные заведения, от гимназии до мастерских и трактира. При этом наиболее часто его упоминание в источниках связано с необходимостью проведения очередного капитального ремонта. В качестве варианта периодически поступали предложения о его сносе. В начале прошлого века было решено существенно изменить облик здания. По проекту архитектора Нюквиста к нему пристроили два крыла в неоготическом стиле. По завершении стройки в доме Перминова разместилась городская телефонная станция.
Возможно, эта реконструкция стала последним капремонтом дома Аверкия Перминова. Сейчас многие горожане даже не подозревают о его существовании. Здание строилось до утверждения регулярного плана города Вятки и плохо вписалось в новую структуру. После революции площадь перед ним застроили, создав своеобразное продолжение центральной улицы Ленина. И теперь дом Аверкия Перминова тихо разрушается, спрятавшись за фасадами универмага и "Дома чекиста".
Кстати
Хотя формально проект "Концерт одному дому" в 2022 году и завершился, в несколько иной форме он продолжится и в сентябре в рамках драматургического фестиваля "Механика памяти". Экскурсия по объектам, созданным архитектором Чарушиным, станет прологом к публичной читке пьесы, которая будет проходить в здании центральной гостиницы. Надо ли пояснять, что это здание - одна из последних работ Ивана Чарушина.