07.09.2022 13:33
Поделиться

Самарские аграрии собрали более трех миллионов тонн зерна

О технологиях, гарантирующих урожай. О ценах на продукты и рентабельность аграрного бизнеса. О том, почему Самарская область, имея возможность накормить не только себя, но и экспортировать сельхозпродукцию, продолжает завозить продовольствие. Спасут ли волжскую ниву белорусские тракторы, и как скоро ждать импортозамещения в производстве семян. Об этом и многом другом за чашкой "отечественного" чая состоялся разговор с министром сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николаем Абашиным.
Николай Абашин: Рост цен на продовольствие уже замедлился, и по отдельным категориям есть даже сезонное падение.
Николай Абашин: Рост цен на продовольствие уже замедлился, и по отдельным категориям есть даже сезонное падение. / Георгий Субботин/РГ

- Знаете, есть очень мудрое выражение: "пока урожай не на току - не говори о рекордах". Хотя все предпосылки есть! В текущем году посевная площадь зерновых и зернобобовых культур в регионе составила 1,16 млн гектаров. Это на 8 000 га больше прошлого года. По состоянию на 30 августа намолочено уже 2 990 тыс. тонн зерна, и это при том, что убрано лишь 80% площадей. Средняя урожайность по яровым составляет 32,3 ц/га, а по озимым - 43 центнера. Эффективность одного гектара действительно может стать рекордной за всю историю наблюдений.

Кстати, с картофелем, который считается у нас вторым хлебом, дела тоже обстоят хорошо. Аграрии собрали его 1 784 тонны, а овощей - 2640 тонн. С кормами будет и животноводство. К примеру, план по заготовке сена в сельхозпредприятиях и КФХ уже выполнен на 121%. На сегодня потребность в сене личных подсобных хозяйств составляет 170,8 тысячи тонн, а заготовлено его 191 тысяча тонн. Засыпается фураж, и закладывается силос.

Погода и экономическая (санкции по всем направлениям), и климатическая (жара и засуха) явно не помогала аграриям. Чем тогда объясните рекордный урожай?

Николай Абашин: Для развития растений необходимо пять факторов - солнце, вода, тепло, питательные вещества и защита от вредителей. Но, рассуждая сегодня о продуктивности, нужно говорить уже об аграрной науке. В ней есть даже термин "плановая урожайность", то есть именно технологии сегодня стали решающими, если, конечно, не случаются погодные аномалии типа полного отсутствия воды. Но и тут есть спасительная мелиорация, которая возрождается в области. У нас в ряде сельских районов могут получать недостающую воду из Волги. Уникальный шанс.

Посевная 2022 года действительно началась в тот момент, когда против России были введены беспрецедентные санкции. Да, существовали опасения по обеспечению импортными семенами, но у нас есть своя научная база еще с советских времен, она не утрачена и развивается. Так, в Самарской области работают два НИИ селекции и семеноводства имени Константинова и Тулайкова, сейчас они объединены в региональный исследовательский центр Российской Академии наук и полностью справляются с задачей обеспечения хозяйств посевным материалом. Только за прошлый год в госреестр было включено 18 новых сортов самарской селекции. В частности, ведется разработка новых сортов зернобобовых культур, сои.

Можно с уверенностью говорить о вполне благоприятных перспективах в этом вопросе. Наш селекционный центр выиграл в федеральном конкурсе грант, который в совокупности со средствами областного бюджета и собственной хозрасчетной деятельности позволит нашим ученым-аграриям выйти на намеченный результат - вывести 28 новых районированных сортов зерновых. За счет выращивания их в нашей зоне рискованного земледелия при соблюдении технологий можно будет собирать еще полмиллиона тонн зерна. Так что без хлеба точно не останемся.

А как с маслом?

Николай Абашин: Треть пахотных земель в области занята масленичными культурами, среди которых доминирует подсолнечник (есть еще соя, рапс и другие). Это 760 тысяч гектаров, так что самарское масло мы не только сами едим, но и успешно продаем соседям и экспортируем за рубеж. Очень важно, что сегодня регион обеспечен современными хранилищами, которые позволяют сберечь до будущего урожая не только зерно, масленичные, но и тот же картофель, яблоки, которые выращиваются в хозяйствах области.

Поговаривают, что масленичные культуры истощают почву. Не получится ли так, что сегодня аграрии "снимут сливки", а завтра на земле ничего расти не будет?

Николай Абашин: Конечно, будет и дальше расти, если соблюдать те самые технологии, о которых мы уже говорили. Действительно, подсолнечник в силу своей биологии берет из почвы много питательных веществ (пшеница, кстати, при высокой урожайности тоже), поэтому и существует смена культур на полях. А еще обязательное внесение минеральных удобрений, восполняющих взятое у земли. Сегодня все сельхозпроизводители, заинтересованные в результате, повышении рентабельности производства и обеспечении собственной финансовой стабильности, понимают важность этих мероприятий и проводят их.

Импортные семена выручали нас не только на зерновом поле, но и на огороде. Пакетики-то у многих дачников с томатами и редисом тоже были импортные...

Николай Абашин: Многие огородники по старинке еще сами сушат и проращивают "перезрелые" огурцы и томаты на семена. Но это все реже случается. Если серьезно, то никакого коллапса нет и быть не могло. Селекционная работа по картофелю и овощным культурам всегда велась. Однако на ее развитии сказались изменения рынка. Дело в том, что, когда Россия вошла в ВТО, в изобилии появились семена импортной селекции, красиво упакованные, разрекламированные. И все их стали покупать "глазами", а когда получали не тот урожай, что было обещано, "глазам своим не верили". Тогда разработки наших селекционеров стали менее востребованы, но хорошо, что нам удалось сохранить генетический материал. Уже с 2017 года работает федеральная научно-техническая программа, поддерживающая отечественных селекционеров грантами. Например, в Самарской области сразу несколько крупных хозяйств, специализирующихся на выращивании картофеля, скооперировались с нашим аграрным университетом и НИИ. Они поставили перед собой задачу в ближайшее время вывести четыре новых сорта картофеля с высокой урожайностью, сохранностью и, конечно, хорошими вкусовыми качествами.

Кроме того, регион вышел с инициативой о включении в перечень значимых культур федеральной научно-технической программы лука-чернушки. Если инициатива будет поддержана Минсельхозом России, это позволит восстановить и собственное семеноводство лука.

Прогнозы на урожай хорошие, это как-то замедлит рост цен на продукты питания в регионе?

Николай Абашин: Здесь нет прямой зависимости. На выращивание тех же зерновых в этом году затраты аграриев на гектар поля выше, чем в 2021-м: подорожали солярка, электроэнергия и газ (именно они основные энергоносители на мельницах), выросли в цене удобрения и средства защиты растений. Но и при этом цена муки в той же булке хлеба составляет всего 30-40%. Поэтому прогнозы делать сложно. Рост цен на продовольствие уже замедлился, и по отдельным категориям есть даже сезонное падение. Знаю одно: перебоев с продуктами не будет.

Острый вопрос

Выращиваем и производим много, но тем не менее на прилавках достаточно продуктов из соседних регионов и даже далекого Краснодарского края. О чем это говорит?

Николай Абашин: О том, что у покупателя должна быть свобода выбора. И торговые сети ее обеспечивают. В том же Оренбурге, Мордовии и даже Москве вы можете увидеть в магазинах самарскую продукцию, так сложился рынок. А о том, что Самарская область может производить "еды" больше, говорят хотя бы такие факты. На сегодняшний день производственные мощности перерабатывающих предприятий загружены на 43 %. То есть мы можем быстро увеличить объем более чем в два раза. Другой вопрос, найдет ли эта продукция сбыт, сможет ли конкурировать с другими "марками" в сложившихся условиях. Здесь все же разумно говорить о региональном разделении. Конечно, есть еще возможности экспорта, и мы на них инвесторов всегда ориентируем. В первую очередь за рубежом сильно востребована продукция масложировой отрасли, злаки, пищевая продукция. В продукции нашей Тимашевской птицефабрики заинтересован Китай.