Некоторым приглашенным пришлось разрываться между Волгоградом и столицей, где в те же дни проходит ММКФ. У организаторов были опасения насчет выбора дат проведения. Но ничто не сказалось на высокой посещаемости залов.
- За четыре дня сделано очень много: показано 40 фильмов, сыграны четыре спектакля, прошли мастер-классы замечательных артистов, - говорит художественный руководитель фестиваля Алексей Новожилов. - Мы посетили четыре города Волгоградской области, устроили большое количество встреч. Я считаю, что для первого фестиваля это прекрасно.
Лучшим документальным фильмом признана "Белая земля" Айаала Адамова. Автор - очередной самородок из Якутии, где последнее десятилетие бурно развивается национальный кинематограф. Адамов - ученик Александра Сокурова, поэтому жюри рекомендовало публике обратить внимание на этого многообещающего автора. Победителем в конкурсе короткого метра стал "Снег" Алены Олейник. А главную награду за полнометражную картину забрала драма Веры Сторожевой "Мария. Спасти Москву". Кстати, этот же фильм получил приз за лучшую операторскую работу.
- Нам с Верой Сторожевой попался материал, он назывался просто "Мария". Драматург Елена Райская дала нам сценарий. Мы его прочли, он нам понравился. Много было неоднозначного в этой истории, но все-таки мы решили ее сделать на свой страх и риск, - рассказывает продюсер Наталья Иванова. - Историю можно было прочитать по-разному, но мы даем вам собственное видение. Был январь, лютые морозы. Тяжелые съемки, но успели за 28 смен снять.
Зрителю стоит, конечно же, обратить внимание на триумфатора фестиваля. Вера Сторожева экранизировала городскую легенду о том, как во время битвы за Москву самолет с иконой Тихвинской Божьей Матери облетел вокруг города. И столицу удержали. Фактами это предание не подтверждается. По сюжету фильма работница НКВД Мария Петрова отправляется в родной городок за православной святыней.
Также заслуживает обязательного просмотра экзистенциальная драма с элементами комедии "Райцентр" Натальи Назаровой. У родителей-алкоголиков собираются забрать детей в приют. Старший сын-подросток пытается найти денег, чтобы подкупить соцработников и оставить братьев и сестер под одной крышей. Тут метафорически обыгрывается захолустный райцентр как центр рая.
И, несомненно, найдет своего зрителя тонкая трагикомедия Виктора Рыжакова "День мертвых". Здесь лишь два действующих лица - 35-летний сын с матерью, объезжающие кладбища, где похоронены их родственники. От прадеда-стукача, анонимками сживавшего со свету односельчан, до брата-гея, от которого в сердцах отказалась мать. Хорошие диалоги и яркие актерские работы.
Приз за вклад в развитие кинематографа получил народный артист России Аристарх Ливанов, который начинал свою карьеру как раз в Волгограде.
- Здесь немецкий фельдмаршал Паулюс не выдержал, а я поработал и в ТЮЗе, и в театре драмы, - пошутил Ливанов.