Почему уход иностранных брендов одежды не произвел шокирующего впечатления на российского покупателя

При выборе одежды 60% населения ориентируется не на бренд, а на цену. Устраивает цена - покупают.
Помните - "Мы стали лучше одеваться"? А с уходом капризных брендов станем еще лучше. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Поэтому уход или приостановка деятельности некоторых популярных марок не произвели на российского покупателя шокирующего впечатления. А в торговых центрах, в которых еще весной половина магазинов оказались закрытыми, сегодня все меньше темных витрин. Приостановившие свою деятельность бренды либо без лишнего шума открываются (например, возобновила работу шведская H&M), либо сворачивают свой бизнес, а на их место приходят другие.

- Россия - один из крупнейших рынков для реализации масс-маркета, - говорит директор Высшей школы маркета и развития бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова. - Западные бренды не будут его терять.

Одежда для всей семьи

Если у семьи ограниченный бюджет на покупку одежды, то за покупками лучше отправляться в "Магазины для всей семьи". Иногда они именно так и называются, иногда есть некоторые вариации, например, "Смешные цены". Но суть у них одна - это, как правило, стоки, торгующие турецкими и китайскими товарами. В том числе некачественными репликами люксовых брендов. Покупать за 2 тыс. рублей сумку а ля "Луи Виттон" - это, конечно, дело вкуса. Но там вполне можно найти недорогие, но довольно приличные по качеству джинсы, футболки, куртки, платья и так далее. А джинсовые куртки бывают даже очень интересных фасонов. И цена на них приемлемая - 1,5-2 тыс. рублей. Такие магазины сейчас есть в любом городе и поселке.

По-прежнему работают магазины распродаж. "Фамилия" - крупнейший российский игрок среди аутлетов. Если часто ходить и долго выбирать, там даже можно наткнуться на люксовые марки: "Труссарди", DKNY, "Москино" и др. Это не реплики, а оригинальные вещи, просто они из старых коллекций и самые простые - без дизайнерских наворотов. Стоит это для люкса очень дешево: пальто или куртку "Труссарди" можно купить за 5-10 тыс. рублей.

Но в основном в "Фамилии" представлены остатки брендов среднего или низшего ценового сегмента. Причем в течение сезона существуют дополнительные скидки. Так, вещь с красным ценником можно купить со скидкой 99% от первоначальной цены, установленной именно аутлетом.

На смену западным брендам

Сегодня закрытыми остаются единичные западные бренды. Так, пока в раздумье популярные "Зара", "Массимо Дутти", "Адидас" и др. Более дешевые давно открылись, в том числе польские марки, которые еще весной демонстративно повесили замки на свои российские магазины.

- Если даже кто-то и примет решение окончательно уйти из России, то их ниша быстро заполнится. Да, испанская "Зара" делает качественные и интересные вещи. Но это так называемый фаст фэшн, или "быстрая мода". Это когда происходит обновление ассортимента марки несколько раз в сезон. Одежда класса "быстрой моды" основана на последних модных тенденциях, которые ежегодно представляются на весенней и осенней неделях моды. Наши дизайнеры это тоже могут делать. И, отмечу, одежда от "Зара" не относится к дешевому сегменту, - поясняет Татьяна Комиссарова.

Она также привела пример, что несколько лет назад финская компания "Стокман" продала свой бизнес россиянам. И вместо некоторых зарубежных марок в торговых центрах "Стокман" прекрасно работают российские.

Где купить "Армани"

Громко хлопнули дверью в России люксовые компании. Но люди, которые имеют возможность покупать сумки по 400-500 тыс. рублей, а пальто - за 1 млн, без последних моделей не останутся. "Поедут в Эмираты. Там цены даже дешевле, чем у нас", - поясняет Комиссарова.

А люди с более скромными доходами, но предпочитающие именно люксовые марки, могут заказать их на иностранных сайтах. И оформить доставку через компанию СDEK. Доставляют товары уже из 10 стран, в том числе из США, Италии, Франции, Польши и других. И даже приводят сравнение цен - сколько тот или иной товар стоит в России и за границей. Например, сумка из новой коллекции DKNY в России стоит 35 тыс., а при заказе за рубежом - 14 тыс. рублей, кроссовки "Нью Баланс" в России обойдутся в 5-10 тыс, при заказе за границей - в 1,5 тыс. рублей.

Компетентно

Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук:

- Какой вред нашей стране нанесет уход с российского рынка крупной европейской косметической или фэшн-компании, аналоги продукции которой легко заменить импортом из государств, не участвующих в антироссийских санкциях, или внутренним производством? Да никакого. Марш западных брендов "на выход" не произвел шокирующего впечатления на россиян. Никто не пошел на митинги. Прошло время, и мы перестали слышать каждый день о десятках компаний, заявивших об уходе из России.

Психическая атака не удалась, и перед теми, кто заявил об уходе из нашей страны, встал вопрос: а что делать дальше? Понятно, что на свой демарш они согласились под давлением собственных правительств, но при этом никто не собирается им компенсировать потери от ухода из России. Да у западных правительств и нет таких денег. Россия - крупнейшая страна в Европе по численности населения, в нашей стране много платежеспособных граждан, и выбрасывать такой рынок на помойку никто не будет.

В конце концов, западный бизнес обслуживает не правительства, а своих акционеров, которые имеют полное право потребовать от менеджмента корпораций ответа за упущенную прибыль. Поэтому наиболее вероятным сценарием на ближайшие месяцы станет тихий, непубличный возврат ушедших компаний на российский рынок после некоторой паузы и прощупывания почвы. Он может происходить в разных форматах. Полный публичный возврат с подъемом флага, скорее всего, не будет массовым, потому что компании испугаются критики со стороны антироссийских политических групп и общественного мнения. С другой стороны, возобновятся прямые контакты с российскими предприятиями, прямые поставки или поставки через посредников, например, через компании постсоветского пространства в Армении, Казахстане или Азербайджане. Словом, они что-нибудь придумают. Мой личный опыт общения с западным бизнесом показывает, что все моральные ценности отходят на второй план, если размер сделки превышает 2 млн долларов.