В Службе антимонопольного регулирования КР рассказали о встрече с нефтетрейдерами республики, в ходе которой последние предупредили о "вынужденной необходимости" повысить розничные цены на дизельное топливо, реализуемое на АЗС страны.
Причина, по которой это должно произойти, - подорожание горюче-смазочных материалов, отпускаемых с российских нефтеперерабатывающих заводов. По информации нефтетрейдеров, в июле - августе 2022 года дизельное топливо в РФ подорожало на 300 долларов за тонну и при этом наблюдается сокращение объемов его экспорта.
Между тем, по информации Национального статистического комитета КР, с начала августа 2022-го стоимость литра "дизеля" в Кыргызстане уже увеличилась на 5,2 сома - в среднем почти до 73 сомов. А с начала года этот востребованный в республике вид топлива подорожал на 14,66 сома за литр. Не отстают и цены на бензин - в августе они выросли в среднем на 80 тыйынов.
В Службе антимонопольного регулирования рекомендовали нефтетрейдерам Кыргызстана принять меры для обеспечения баланса интересов поставщиков ГСМ и потребителей. В их числе обеспечение необходимых запасов топлива для насыщения рынка и недопущения дефицита и сдерживание цен по мере возможности.
Единственным поставщиком горюче-смазочных материалов в Кыргызстан остается Россия. Ежегодно страны подписывают так называемый индикативный баланс, согласно которому в республику завозят из РФ согласованные объемы бензина и дизельного топлива. Причем на беспошлинной основе, что позволяет ценам на заправках страны держаться на приемлемом для населения КР уровне. Тем не менее в последние три-четыре года рост стоимости ГСМ в Кыргызстане ощущается все сильнее.
В конце прошлого года в правительстве обсуждали возможность введения в республике временного государственного регулирования цен на горюче-смазочные материалы - дизельное топливо и бензин марок АИ-80 и АИ-92. Сделать это в кабмине планировали в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране и мире, "руководствуясь пунктом 81 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции Договора о ЕАЭС", сроком на 90 календарных дней. Чем закончилось обсуждение той инициативы - неизвестно.
Стоит отметить, что в 2021-м Кыргызстан обращался к России с просьбой увеличить до конца года объемы беспошлинных поставок ГСМ. Согласно достигнутой договоренности между РФ и КР, в прошлом году в республику из Российской Федерации должны были завезти 50 тысяч тонн сырой нефти, 460 тысяч - бензина, 485 тысяч - дизельного топлива, 100 тысяч - горючего для реактивных двигателей.
Кыргызская сторона предлагала увеличить объемы поставок на 65 тысяч тонн дизельного топлива и 70 - автомобильного бензина. Это, по официальным данным, было связано с необходимостью удовлетворения растущего спроса на ГСМ в республике. РФ тогда пошла навстречу КР.
Справка "РГ"
В 2022 году объемы поставляемых на беспошлинной основе российских ГСМ в Кыргызстан составляют 550 тысяч тонн (дизельное топливо), 650 (бензин), 100 (топливо для реактивных двигателей), 110 (нефтяное сырье и битум нефтяной).