Туалетная бумага становится в Германии "предметом роскоши"

Старейший в Германии производитель туалетной бумаги Hakle объявил о банкротстве - компания не справилась с ростом цен на энергию. Новость вызвала в Германии беспокойство, несмотря на то, что каких-либо видимых последствий банкротства пока не ожидается. Hakle - хотя и известный, но далеко не единственный поставщик бумаги на рынке, к тому же компания продолжает выпуск продукции и, не исключено, сможет даже выжить, если в ближайшее время оптимизирует расходы. Однако ее финансовые проблемы стали наглядным примером того, о чем представители немецкой бумажной промышленности начали предупреждать еще в марте.
Полки немецких супермаркетов предупреждают: "На семью - одна упаковка туалетной бумаги". Но сначала эту упаковку еще надо найти.
Полки немецких супермаркетов предупреждают: "На семью - одна упаковка туалетной бумаги". Но сначала эту упаковку еще надо найти. / AFP

Бумажная отрасль - одна из наиболее энергоемких наравне со стальной и химической промышленностью. Энергия требуется в первую очередь для сушки бумаги в процессе производства, при этом в качестве основного энергоносителя используется газ. Заменить его на альтернативные источники энергии предприятия если и могут, то не более чем на несколько процентов. "В производстве бумажных средств гигиены мы особенно зависим от газа. Если его не будет, мы не сможем больше гарантировать уверенные поставки", - заявил недавно вице-председатель союза немецкой бумажной промышленности Мартин Кренгель. Подобные предупреждения в попытках обратить внимание властей на проблему союз озвучивал в последние несколько месяцев регулярно, указывая на то, что бумага бывает не только туалетной - это еще и множество гигиенических средств, необходимых в больницах и домах престарелых, или, например, упаковка для медикаментов и других критически важных товаров.

В производстве бумажных средств гигиены Германия особенно зависит от газа

По словам главы союза Грегора Гайгера, вся бумажная отрасль сейчас испытывает сильное финансовое давление, и необходимо, чтобы предприятия имели возможность переложить свои возросшие расходы дальше по цепочке - на розничных продавцов. Торговля, однако, сопротивляется. Как отмечает газета Handelsblatt, ретейлеры опасаются, что "чувствительные к повышению цен" немцы начнут еще больше экономить на покупках - при том, что в прошедшем августе потребительская активность в Германии и без того снизилась до исторического минимума. Рост цен и снижение покупательской способности образуют, по сути, порочный круг, который, как говорят многие немецкие экономисты, ведет экономику страны напрямую в рецессию.

Handelsblatt считает, что Hakle может стать только "первой ласточкой". "Производители могут повышать цены обычно только с задержкой по времени, и многим из них нелегко с этим справиться", - приводит издание слова директора отдела торговли и потребления Немецкого индустриального банка Йоханнеса Заузена. Примеры не заставили себя ждать - практически сразу же вслед за Hakle о банкротстве объявил немецкий производитель обуви и одежды с почти полуторавековой историей Grtz. Компания также оправдывает себя ростом цен на энергию, что привело к "значительной неуверенности" среди клиентов, а в итоге - к нежеланию покупать и значительному падению оборота.

Немецкий Институт экономических исследований в Галле отмечает, что в августе число банкротств немецких компаний выросло на 26 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, предполагая, что эта тенденция осенью продолжится из-за роста цен на важные для производства товары - энергию и сырье.


Остановленные сталелитейные заводы в Европе по состоянию на 6 сентября 2022 года. Фото: Соцсети