Блогеров стали донатить в пять раз чаще, а чаевые выросли на 11%

Среднестатистический размер чаевых официанта с одного заказа в августе составил 281 рубль. Такие данные предоставил "Российской газете" сервис перевода чаевых CloudTips. Щедрее всего в августе россияне были к блогерам - средняя сумма доната составила 678 рублей. На втором месте - мастера салонов красоты, которым оставляли в среднем 363 рубля. Официанты оказались третьими. Четвертое место за консультантами в магазинах: 179 рублей. Скромнее всего благодарили курьеров - средний чек онлайн-чаевых для них 118 рублей.
iStock

Указанные суммы на 11% больше, чем в августе прошлого года.

Постепенный отказ от наличных принципиально изменил подходы к стимулированию клиента дать на чай. А многие "халдейские" профессии просто лишил дополнительного дохода. "Когда-то я в нашем заведении ввел бизнес-ланчи. И назначил цену в 283 рубля, - вспоминает московский ресторатор Григорий А. - Столь некруглое число подразумевало, что официанту дадут 300 рублей, а сдачу оставят на чай". Собственно, именно сдача всегда играла немаловажную роль в стимулировании щедрости клиента. Начиная от такси и заканчивая доставкой. В частности, курьеры специально выбирали именно те сферы, где чаще образуется сдача. Зато сегодня почти во всех онлайн-сервисах вызова такси или доставки добавлена опция чаевых.

В ресторанах, где персональная благодарность официанту исторически принята, на столиках или прямо в распечатанном счёте указывается QR-код для перевода чаевых по безналу. Зато исчезновение наличных из карманов практически уничтожило такую ресторанную услугу, как "одевание барина". Помогающему надеть пальто гардеробщику полагалось что-то дать в руку. А сейчас как? Не сканировать же прям сразу QR-код. Аналогично и с заправщиком на АЗС. Последние, по отзывам, тоже все чаще остаются без прежней мелочи.

В целом, исчезновение нала во многом оставило без чаевых откровенных вымогателей. Например, охранников на воротах, нянечек в справочных и прочий низовой персонал роддома. При появлении счастливого отца, они тут же с улыбкой сообщали: "C вас причитается!". Раньше б попавший врасплох сунул им купюру. А нынче, увы - QR-код над окошком госучреждения не повесишь.

Зато появление онлайн-чаевых сняло определённые ментальные барьеры для материального выражения благодарности, например, упомянутым выше консультантам в магазинах или тренерам фитнес-центров. Да и всех иных мест, где перед носом клиента ненавязчиво размещают напоминалку с QR-кодом.

Резкий прорыв в онлайн-чаевых, по данным специализированных сервисов, наступил в 2020-м году во время локдауна. Тогда чаевые и донаты для многих заведений, блогеров, артистов оказались одним из немногих источников дохода. Онлайн-чаевые стали способом выражения поддержки. В период ужесточений коронавирусных ограничений, несмотря на общую экономию, россияне оставляли более щедрые чаевые курьерам и сотрудникам заведений общественного питания. При отмене концертов и фестивалей возрастал объем донатов музыкантам и артистам.

Судя по всему, именно пандемия приучила донатить - число переводов донатов блогерам в августе 2022 года оказалось в пять раз выше, чем в августе 2021 года.

Замечено, что щедрее на чаевые россияне становятся в сезон отпусков - в период майских праздников и летом. А в дни непогоды тратят больше на благодарность таксистам и курьерам.

Резкое падение безналичных чаевых наблюдалось лишь в начале весны этого года - на 40% по сравнению с январем-февралем. Связано с уходом крупных платежных систем. Был краткий момент возврата к наличным, но потом благодаря переходу на российские системы всё восстановилось.