08.09.2022 17:49
    Поделиться

    "Уезжали в Ереван как за границу - оказалось, что кругом свои": зачем приехали в Армению молодые россияне

    Лечу в Армению. Зачем? Или точнее так - за чем? Бывал там много раз, не только в Ереване, и в далеких от столицы уголках - никогда не чувствовал себя там "за границей". Не потому, что там не нужен загранпаспорт, можно спокойно чувствовать себя с российским. В кармане нет ни одного наличного рубля или армянского драма - но карту "Мир" там принимают, знаю, что не пропаду. Но не об этом речь. Сколько бы я ни приезжал - сказать, что знаю и все понял про Армению, я бы, конечно, не рискнул. Вот это главное.
    Вы армянский кофе пьете? Он густой, как шоколад, без сахара. Не любите? Просто готовить не умеете.
    Вы армянский кофе пьете? Он густой, как шоколад, без сахара. Не любите? Просто готовить не умеете. / Мария Мамонова

    Вдруг обнаружилось, что в удивительной стране Армении не принято ругать Россию. Здесь обижаться можно, ненавидеть - нет, не принято. Здесь принято любить. И дело не только в гостеприимстве. Армяне внешне не похожи на славян и чаще, чем о "русском мире", вспоминают про всемирную "армянскую диаспору". Общей границы нет - но столько общего. Может быть, дело в широте души. А может, в свойствах памяти?

    Маршрут мой - из конца в конец Армении: от Еревана до Гюмри и Цахкадзора, и в далекий горный Капан.

    Мне показалось, поучительное путешествие.

    Прошедшим летом оказалось: среди всех возможных в наше время заграниц за три горячих месяца Армения на первом месте у российских авиапассажиров с детьми - четверть проданных билетов. С чего бы это? Надо еще иметь в виду: с начала марта началось нашествие сюда - прямое сообщение у Еревана с двумя десятками российских городов. Сплошь молодые люди. От Москвы теперь лететь часа четыре, вместо двух с половиной, как раньше. Самолет петляет в целях безопасности: внизу стреляют, там спецоперация, решается вопрос войны и будущего мира. Так вот: а эта молодежь сюда - зачем?

    Русские поэты и писатели любили после Пушкина "путешествовать в Арзрум". Писали об Армении и признавались ей в любви, но думали все время про Россию. Про свои насущные российские вопросы. Ахматовой ужасно нравилось, что Мандельштамы после Еревана звали ее уже не Анной, а - Ануш.

    ...Но Пушкин-то сюда приехал на войну. И Грибоедов тоже. С чем приехали сюда теперешние молодые россияне?

    Фото: Мария Мамонова

    Кто тут?

    В самую жару ходить по Еревану трудно - солнце припечатывает. Но все кругом бежит, сигналит, продает на улице из ящиков инжир и персики в два кулака размером. Остальные пьют, конечно, кофе. Вы армянский кофе пьете? Он густой, как шоколад, без сахара. Не любите? Просто готовить не умеете.

    В каменных тумбах кругом питьевые фонтанчики - и то, что здешняя вода на втором месте в мире, не секрет (первое, кто помнит, в Сан-Франциско). Под вечер город превращается в большую карусель. Ной, когда схлынула вода великого потопа, с горы воскликнул: "Ерева анд!" Это означало: что-то там виднеется. Не знаю, что сказал бы Ной, но здесь теперь виднеется так много русских лиц. По улице Маштоца катится русская речь с армянской вперемешку. В старом слове Эривань мерещится знакомое имя: гудит ЭрИвань-город!

    Кто с рюкзачком, а кто на каблучках. Кто с кошечкой, а кто с собачками. У некоторых три.

    Вот понаехали. Но нет, здесь так никто не говорит.

    Идем с приятелем, в Английском парке его окликнули. Бодрый мужчина заодно и мне жмет руку. Узнав, откуда я, охладевает. Это Раффи, объяснили мне потом: как СССР распался, стал первым министром иностранных дел. Он вообще американец, оппозиция теперь.

    У стены старик играет на дудуке. Время, как воздух, свернулось калачиком.

    Как Пушкин встретился с Арменией? О чем тогда он думал - в свои 30 лет?

    Афиша Русского драмтеатра Станиславского обещает скорую премьеру чеховского "Вишневого сада". С афиши Национального драмтеатра Габриэла Сундукяна лица побитых молью кавээнщиков бодро зазывают на шоу "Однажды в России": шутить будут. А на "Раздане" ждут Кристину Агилеру. И сова кричит, и самовар гудит, и можно оттопыриться.

    Приятель советовал заглянуть в интернет: там своя жизнь и странные скандалы.

    То "питерская активистка и стендап-комик бьет тревогу: ереванская полиция бросила в застенок ее друзей. Их экстрадируют, их ждет "тюрьма или смерть за шутки про Путина и антивоенную позицию".

    Но тут же выясняется: не арестовывали, только опросили как свидетелей какой-то драки. "Руки Кремля" не видели, про "экстрадицию" - смеются.

    Срабатывает сарафанное радио. Собираются пока по большей части приехавшие русские. Но есть надежда: скоро обрастут армянскими знакомствами. Фото: Мария Мамонова

    Тут пошел еще скандал. Пара приезжих выложила экстремальный ролик про самих себя. Среди развалин древней крепости в музее-заповеднике "Эребуни" они проделали такое 18+++, что уважаемый директор музея был готов уйти в отставку. Пару задержали. Герой-любовник из видеоролика бубнил: не поняли, что "оскорбили чувства" и что "крепость является сакральным объектом".

    Надо объяснить: в крепости Эребуни на холме Арин-берд 70 лет назад начали раскопки советские археологи, армянская Академия наук и московский ГМИИ им. Пушкина. Культурные слои ведут к 8 веку до нашей эры, в древнейшую страну Урарту. Реставрацией и реконструкцией монументальных росписей из Эребуни и сегодня занимаются московские и ереванские ученые.

    Директору музея показалось: за этим происшествием "происки определенных сил". Не берусь судить. Наверное, кому-то без скандалов скучно. Но в Ереван приехали не только "активисты" и идейные "стендаперы" - их, говорят, не больше 10 процентов. Народу много - люди разные. Их называют: "релоканты". Не эмиграция, а просто перемена мест.

    Сколько их тут? Специально не считали. В первом квартале было 140 тысяч, но разъехались: в Тбилиси и Стамбул. Осталось вполовину меньше.

    Опрашивали: 45 процентов из приехавших - айтишники, четверть - из культурных сфер. Дальше идут воротнички из офисов да блогеры. На что живут? На "сбережения".

    Квартиру снять: однушка в месяц - $800. Дешевле где-нибудь вдали от Еревана. В мае побит рекорд по переводам россиян в Армению - $266 миллионов. За целый позапрошлый год армяне из России перевели $824 миллиона - пятую часть своего госбюджета.

    Жителей в стране меньше трех миллионов. Нужны айтишники - 4 тысячи вакансий. Для "релокантов" собирают тренинги: "как обустроиться". У политологов маячат перспективы: "Мы станем хабом, мостиком, соединим Восток и Запад". Но для приехавших с детьми насущнее вопросы детсадов и школ, работа...

    Фото: Мария Мамонова

    А зачем уехали-то? Все объяснения как под копирку: боялись, все ехали и мы поехали, не видим перспективы роста, санкции поломают бизнес и не дадут попутешествовать... Армяне могут говорить часами и про чувство Родины, и про "притяжение горы". Гости могут долго говорить про мир, в котором нет границ, - такое самоощущение. Хотя и тут - по-разному.

    Опрашивали: 45 процентов из приехавших - айтишники, четверть - из культурных сфер

    Чем дальше будут заниматься? Видно будет, жизнь подскажет. Или не будем говорить, чтобы не сглазить. В соцсетях самоорганизовались в группы по профессиям: фотографы, стилисты, парикмахеры. Обмениваются подработками. Наконец: открыли уже больше тысячи маленьких компаний и ИП.

    Туф-Туф-Туф-Тыщ

    мне подсказали: вот успешный бизнес - у ребят, открывших в центре столицы клуб "Туф", он же Tuf Club. Продвинутое, модное местечко.

    Заглянул - тут на меня не стоит ориентироваться, такое можно встретить и в Москве, и многим нравится. Жизнь - вечный андеграунд. Новый декаданс. "Туф" изнутри перетекает: зальчик - двор - а там откроют лестницу и на второй этаж. Хозяев - Александра и Вадима - спрашивают: "Туф-туф-туф-тыщ" - это название? Нет, говорят, это прикольный слоган. А слово "туф" - армянское и теплое, как пропеченный солнцем камень.

    Афиша Русского драмтеатра обещает скорую премьеру чеховского "Вишневого сада". Фото: Мария Мамонова

    Саша из Екатеринбурга, в Москве имел свой магазинчик музыкальных инструментов, был саунд-продюсером группы. Вадим из Новгорода, тоже были свои магазины. Виктор в их Туф-баре - владелец чайной. Серафим - отделочник и повар из Петербурга. Спрашивать, чего сорвались, смысла уже нет.

    Пока ломали голову, чем заняться, присматривались к автомойке - поняли, что не потянут по деньгам. Арендовали в центре этот скромный уголок. Решили сделать "что-то знакомое, привычное, что видели в Москве". Тут ниша, там задний двор. Тут доски, там бетон или песок.

    Армянские знакомые на них смотрели с подозрением: что, так все и оставите, а когда отделочные работы, а привести в порядок интерьер? Не понимали: как, уже готово все? Да, затемним, подсветим, будет стильно и уютно. Для интерьера присмотрели кое-что на барахолке. Бамбуковые палочки. Арт-объекты.

    И стали проводить "ивенты" и кинопоказы, мастер-классы для детей. Пошла молва, пошли стендапы, "бранчи от наших друзей", джазовый концерт, диджей-автопати. Тут будет работать камнетес. Там - арт-терапия. Здесь скейтеры, там китайский чай. Еще будет тату-салон. Можно сказать, они уже открыли первый в Армении независимый записывающий лейбл.

    Вот был концерт - СБПЧ, "Самого Большого Простого Числа": это питерский журналист, поэт и музыкант Кирилл Иванов с электронным дуэтом "Елочные игрушки". Он со стихами нараспев, за ним двое крутят ручки загадочных приборов: там что-то потрескивает, электронная вязь переплетается с духовыми инструментами. Стихи туманные, с намеком. "Щемящий драматизм" и "эмбиент", им хорошо, и ладно.

    Хозяева Туф-бара говорят: срабатывает сарафанное радио. И "коннект" происходит очень быстро. Собираются пока по большей части те же приехавшие русские. Но есть надежда: скоро обрастут армянскими знакомствами.

    Фото: Мария Мамонова

    Раньше про них сказали бы: "интеллигентные". Что их согрело в Ереване? Говорят: "Все так открыты сердцем". Их потрясло: детей так любят! Незнакомые, чуть что, бросаются на помощь. "Это для нас такой флешбек из детства"...

    ...И вот на этом их флешбеке я споткнулся. Столько серьезных разговоров - и на тебе: воспоминания из детства. Они, как оказалось, есть, сидят у них внутри, не все еще в корзине.

    Мне показалось, это вот важнее всего. Я вспомнил: это чистый Битов.

    Уроки Битова

    Помните же - "Уроки Армении" Андрея Битова. Огромные куски психоделического текста - как раз об этом. Как любят детей в Армении - и как в России? "Отличие, по-видимому, принципиальное: наше влияние и власть над детьми расположены с возрастом по убывающей, у них - по возрастающей". С возрастом "в наших семьях дети окончательно выходят из повиновения, а родители все более попадают в зависимость". В Армении же все наоборот.

    И Битов потрясен своим открытием. Он вдруг узнал, что для любого армянина сын равносилен исполненному жизненному долгу - "биологическому, национальному и личному": "Надо, чтобы тысячелетиями тебя вырезали кривым ножом, чтобы ты понял: вот твой сын, он будет жить на твоей земле и говорить на твоем языке, он будет сохранять землю, язык, веру, родину и род".

    Из этой точки в битовских "Уроках" развернулась целая цепочка рассуждений. Вот он в "толпе интеллигентов". Он один из них. Все они толпой определяют векторы общественных умонастроений. Каждый при этом думает: он не такой, как все, он избранный. "Каждый полагает себя не подчиненным законам толпы", "единственным носителем истинных побуждений в бессмысленной толпе".

    При этом, что бы он ни думал про себя, "все вместе все равно составляют толпу" - и "подчиняются законам толпы".

    С этими мыслями Битов входит в незнакомый ереванский дворик. А там - "из всех дверей выбегал любящий меня народ - прадеды и прабабки, правнуки и правнучки… Будущие и прошлые люди обнимали меня и выстраивались безмолвной шеренгой, ласково сокрушаясь, и кивая, и жалея меня, пока я шел мимо них и плакал от скорби и счастья…".

    К чему же он пришел? К тому, что "подлинно национальное существование" неотделимо от "понятий родины и рода, традиции и наследства".

    Почему его это волнует? Он "с болью обнаружил, что в России часто забывают об этом". Он же писал любовно об Армении - а она вела его к любви к России, которую "не победит рассудок мой".

    Может, жара была, а может, настроение, но Битова эта цепочка привела от рассуждения о воспитании детей к онегинскому самоощущению: "Наскуча или слыть Мельмотом,/Иль маской щеголять иной,/Проснулся раз он патриотом/Дождливой скучною порой".

    Так это ж дело давнее. Свои "Уроки" Битов написал - тому уж пятьдесят с лишним лет. И если вдруг теперь кого-то в баре "Туф" волнует отношение армян к вопросу воспитания детей - что с того? Кто бы смог предположить, к чему придут от этого открытия, под этот "туф-туф-туф-тыщ", уехавшие юноши? "Толпа интеллигентов"? Битов устарел?

    А вдруг?

    Кто-то из ереванских приятелей дергает за рукав: дочь уехала в Тбилиси - искать работу и свое творческое "я". Ведь только время потеряет зря?

    Но я уже отправился на крытый рынок - в центре Еревана. Когда-то заходил в этот аквариум прохлады и шумных продавцов. Захожу - а вместо рынка супермаркет. Он технологичный. Он как и все.

    Фото: Мария Мамонова

    Пошел по улице Маштоца - там был книжный магазинчик у другого моего приятеля. Но подхожу, а магазина нет. Внутри, где были дивные резные деревянные шкафы, укладывают кафельную плитку. Звоню приятелю - три месяца, как магазин продал. Одни убытки.

    * * *

    Как Пушкин встретился с Арменией? О чем тогда он думал - в свои 30 лет?

    Год у него был тяжелый. Поэтом были недовольны все. Власть видела в его "Андре Шенье" крамолу. Митрополита возмутил разврат "Гавриилиады". Приятели накинулись на Пушкина за лесть самодержцу. Все сразу, в один год. За ним установили слежку. А в перспективе виделись обыденность и неизбежность. Дальше что?

    Желание одно - уехать. Да хоть куда. От самого себя? Без дозволения уехал на Кавказ, к Паскевичу, на русско-персидский фронт.

    Он ехал из Тифлиса в Эривань - уже в Армении навстречу два вола, арба и несколько грузин. "Откуда вы?" - спросил я их. "Из Тегерана". - "Что вы везете?" - "Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис".

    История известная. В армянских селах, уверял Никита Муравьев, командовавший Эриванским гарнизоном, всерьез оплакивали грибоедовскую смерть. Не только потому, что у него была медаль "За взятие Эривани", что он участвовал в работе над Туркманчайским мирным договором с персами. Главное, благодаря ему смогли вернуться на родные земли 40 тысяч угнанных армян.

    Но Пушкин едет к Эривани, и у него мучительный вопрос: а что заставило когда-то Грибоедова по молодости лет вдруг взять и бросить все. На целых восемь лет уехать на Кавказ. Проститься "с Петербургом и с праздной рассеянностию", "расчесться со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь". Зачем он уезжал?

    А у него - как Пушкин рассуждал - была "улыбка глупая, несносная". В тусовке избранных ценителей прекрасного он был никем: не напечатал ни строки в престижном для передовых людей "Московском телеграфе". Был юношей, опутанным "сетями мелочных нужд и неизвестности", а "люди верят только славе".

    Уехал только потому, что "честолюбие было равно его дарованиям"?

    Ответа нет, а Пушкину хотелось бы услышать. Вздыхает: жаль, что Грибоедов ничего не объяснил. Записок не оставил. Жаль, что "мы ленивы и нелюбопытны".

    Ведь вот что интересно: Грибоедов в Грузии трудился неустанно, нашел свою любовь и написал там "Горе от ума". Вернулся - и теперь уже случился "переворот в его судьбе и беспрерывные успехи". Признали "человеком государственным", "поставили наряду с первыми нашими поэтами". Он даже жизнь отдал, как русский офицер и дипломат, геройски. И Пушкин думает: такая смерть - на зависть.

    Так для чего же Грибоедов уезжал? А Пушкин для чего? А если б не уехал?

    Глупо, конечно, сравнивать или искать здесь параллели с днем сегодняшним и нынешними юношами.

    Просто по-всякому бывает.

    Дословно

    Что думает об уехавших в Армению молодых людях президент России?

    На пленарном заседании Восточного экономического форума Владимир Путин ответил так: "Мы приветствуем все, что пойдет на пользу российскому бизнесу. Если условия сложились так, что сейчас людям - а это в основном айтишники - целесообразнее, выгоднее и спокойнее работать в Армении, то пусть работают. Армения не чужая нам страна, все рядом, можно работать в Ереване, а жить в Москве. Многие уже вернулись, поняли, что ничего такого страшного тут не происходит, даже с учетом санкционной агрессии некоторых стран в отношении России. Все работает, все функционирует. Если кому-то нравится работать в Армении - пожалуйста…"

    Поделиться