08.09.2022 15:13
    Поделиться

    Как преподавать за рубежом русский при эпидемии русофобии

    Сначала две новости. Начну с плохой. Миомир Войинович из Черногории не смог приехать на торжественную церемонию ХХII Международного Пушкинского конкурса, который проводит "Российская газета" с правительством Москвы. Ну, а хорошая: Миомир, наш лауреат, стал министром (!) образования Черногории и просто нет времени на пять счастливых дней, которые Москва сейчас дарит 50 учителям-победителям из 23 стран.

    Министру-русофилу, наверно, непросто сейчас в Европе, но кто может поспорить с его утверждением, что Юрий Гагарин придал родному языку космический размах и даже в НАСА космонавты учат русский…

    Если с небес спускаться на землю, от космических цифр - 1100 учителей за эти годы стали лауреатами нашего конкурса и экспертами, испытавшими на себе за рубежом и привилегию учителя "великого и могучего", и горечь преподавателя "языка агрессора".

    Тема эссе, заявленная в начале 2022 года, как оммаж 100-летию СССР, откуда многие родом, "От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?" стала звучать набатом после 24 февраля. И профессионализм, и мужество сегодня нужны преподавателю русского за рубежом. Не просто эссе, а мужественные исповеди мы получили от наших лауреатов с Донбасса. Удивительные люди, наши учителя: у них душа и сердце больше просто профессии. Кто они? Соотечественники, волей судеб оказавшиеся в дальнем и ближнем зарубежье, великая каста преподавателей русского на постсоветском пространстве, получившая классическое образование еще в СССР, молодая национальная интеллигенция, прагматично выбирающая русскую культуру своей профессией и создающая мощные Telegram-каналы для изучения русского… Они пишут всему русскому миру, что есть и что надо сделать, чтобы не пропасть поодиночке, возвращая силу языку Пушкина.

    Кумандина Ольга, Финляндия:

    …Те, кто еще на днях распевал вместе с тобой русские песни, проявлял интерес к русским традициям и культуре, теперь стыдливо отводят глаза при встрече, боясь показать свое знакомство с представителем страны- "агрессора". Русофобия стремительнее ковида охватила планету. Физическое насилие за употребление русского языка оказалось реальным даже в Финляндии, стране, так славящейся нейтральной позицией в политических вопросах и конфликтах. Ежедневные митинги протеста, громкие скандирования с употреблением отнюдь не литературной лексики стали неотъемлемой частью нашей жизни. Для обеспечения безопасности школьников и педагогов в течение месяца было закрыто здание нашей школы при посольстве. Накал эмоций не ослабевает, принимает затяжной характер.

    Павлова Татьяна, Италия:

    - Мы не можем изменить политическую или экономическую ситуацию, но мы можем достойно нести наш язык в мир, гордясь своей уникальностью, поддерживая друг друга, создавая добрые проекты и превращая сложности русского языка в его достоинства. Не нужно кому-то что-то доказывать или пытаться всеми силами понравиться, достаточно просто искренне любить свою культуру, быть открытыми и доброжелательными, а любовь, в свою очередь, и будет объединять людей под сводами великого русского мира.

    Кайдаш Наталья, Донецк:

    - Чтобы изменить сознание народа, измените язык, на котором он говорит, думает, получает образование. Украина это блестяще воплотила в жизнь. Русский язык запрещен, потому что в нем воплощен наш национальный код - код патриотизма, код героизма, код свободы, код исторической памяти. Современные дикари сносят памятники Пушкину или перекрашивают их в желтый и голубой цвета. "Сашко Гарматный" - так пытались окрестить они нашего Пушкина ("гармата" - "пушка" в переводе на украинский)! Сбылась моя главная мечта - я стала лауреатом Пушкинского конкурса. Подружилась с Ириной Джурой и с Яной Ефременко, лауреатами из ДНР. Так вышло, что у нас, кроме профессии, много общего. Во-первых, мы живем в "горячих точках": Яна на Петровке в Дебальцеве, а я в Куйбышевском районе Донецка, поэтому часто звоним друг другу, первый вопрос: "Жива?" Во-вторых, у нас сыновья, только у Яны совсем малыш, а у нас с Ирой взрослые мужчины, которые служат. Детей сейчас мы учим дистанционно, выбора нет! Есть ребята, которые живут на Петровке, в Ясиноватой, там нет света, постоянные обстрелы, приходится находиться в укрытиях, прилетает постоянно. И о чем бы я ни говорила, знаю, что они, мои ребятки, ждут ответа только на один вопрос. Ну что я им могу сказать? "Все будет хорошо!"

    Филиппова Римма, Приднестровье:

    - Русский - язык миротворческих сил. Сегодня он переживает не самые лучшие времена. К сожалению, и в нашем крае есть печальные страницы истории, когда русский язык запрещался на законодательном уровне, когда звучали лозунги: "Молдавия - для молдаван", "Чемодан - вокзал - Россия", "Русских - за Днестр, евреев - в Днестр". Война была неизбежна. Остановить вооруженный конфликт получилось благодаря России, которая выступила гарантом мира. Приднестровцы с честью отстояли свои интересы и, несмотря ни на что, язык жив. Он сохранен как официальный, при этом были учтены права всех граждан, проживающих на территории Приднестровья.

    Милош Анастасия, Беларусь:

    - Выросли новые поколения после распада СССР. Какой резон в условиях неимоверной русофобии изучать сегодня русский язык? Чем он привлекает других? Все начинается с любви и ею же заканчивается. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорил, что если я любви не имею, то я - медь звенящая. "Любить русский язык - значит любить Россию", - говорил академик Костомаров. Каждый из нас, русистов, должен добросовестно выполнять свою миссию, быть на своем месте. Вспомним последние слова дагестанского милиционера Магомеда Нурбагандова, Героя Дагестана и Героя Российской Федерации: "Работайте, братья", - которые он произнес на русском языке за секунду до смерти.

    Жарылгасымова Нэлли, Казахстан:

    - Мне нужна помощь. Родные мои, услышьте меня, пока не поздно! Иначе уйдут последние "советские учителя", а за нами нет никого, закрыты филологические факультеты в ведущих вузах страны. Нам нужны детские книги, мультфильмы, фильмы для подростков и юношества, нам нужен Герой нашего времени, он необходим! Почему наши дети знают всех американских, китайских, корейских, турецких героев, почему нет русского героя? Где он? Где наше российское кино? Где наши российские школы? Турецкие, американские, английские, корейские, китайские есть, а вы где, родимые?

    Филей Александр, Латвия:

    - Националистические элиты, пришедшие к власти в республиках Прибалтики, подвергли гонениям людей только за то, что они - инакомыслящие, инакочувствующие, инакоговорящие. Тысячи русских детей Латвии, воспитанных на основе русской культуры, ни разу не бывали в России. Более миллиона русских жителей Латвии, Эстонии и Литвы не имеют возможности получить документальные свидетельства своего статуса. Это может быть "карта соотечественника" (есть практика Израиля и Польши) с учетом уже имеющегося российского опыта. Наконец, нужно добиваться признания соотечественников носителями русского языка, каковыми они являются де-факто, но не де-юре. Как бы ни было тяжело, каждому стоит честно ответить на вопрос - кто мы и с кем мы. Русский человек не может выжить духовно в отрыве от России. Но и Россия не может выжить в отрыве от русских людей.

    Колонских Наталья, Сирия:

    - Твердо могу сказать, что я делаю здесь, далеко от Родины, больше для нее, чем если бы я жила и делала там. Это главное... Это именно то, что мы берем с собой на небо... "Это все, что останется после меня, Это все, что возьму я с собой..." На этих строках из песни "Это все…" группы "ДДТ", которую мы исполняем в центре изучения русского языка "Рассвет" в городе Джебла провинции Латакия с моими учениками, сирийскими школьниками, я заканчиваю свое эссе.

    Агирре Эспиноса Исис Адриана, Куба:

    - Вот мы услышали новость о том, что русский язык включен в число официальных языков ФИФА. Это меня порадовало, потому что для меня русский язык - это мой инструмент работы, моя финансовая поддержка и мое средство повышения квалификации и профессионального роста.

    Калыкова Гулайда, Кыргызстан:

    - Почти каждая кыргызская семья с трепетом наблюдает курс рубля: миллионы наших соотечественников работают во всех уголках России. Русский язык и литература - любимые предметы кыргызских детей.

    Саттарова Замира, Узбекистан:

    - В Узбекистане быть учителем русского языка престижно, авторитетно, а стало еще и ПРИБЫЛЬНО! В марте, когда скинули на пластик мою зарплату с перерасчетом, у меня была нескончаемая радость. Сразу были решены проблемы с оплатой контракта дочери (она тоже филолог) и погашением кредита. В Узбекистане 11 октября 2020 года при поддержке МНО Узбекистана, в сотрудничестве с Россией и благотворительным фондом Алишера Усманова стартовал совместный проект "Класс!" (Zor). После успешной сдачи тестов нам вручили международный сертификат С1 и начислили 50%-ную надбавку к зарплате. Вот как мощно и реально помогла Россия всем учителям-русистам национальных школ.

    Саакян Ваган, Армения:

    - Надеюсь, русский язык может стать в прямом смысле слова языком мира. Мне бы очень хотелось проводить онлайн-занятия совместно с учениками азербайджанских школ на русском языке. Это даст возможность армянским и азербайджанским детям увидеть друг друга, понять друг друга и, возможно, несмотря на политические разногласия, будущее поколение смогло бы вырасти с чувством любви друг к другу, а также умением прощать.

    Справка "РГ"

    За 22 года существования Международного Пушкинского конкурса, который проводит "Российская газета" вместе с правительством Москвы, в нем приняли участие тысячи педагогов-русистов со всех континентов, 1100 из них стали лауреатами. Главная награда - приглашение в Москву на День города. Автор идеи и бессменный председатель оргкомитета конкурса - Ядвига Юферова, заместитель главного редактора "РГ". Председатель Попечительского совета - Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.

    Поделиться