Валерий Выжутович: На широкую поддержку моногородам пока не стоит рассчитывать

Правительство пока не готово дать моногородам столько, сколько они просят. Это выяснилось на недавнем представлении корпорацией ВЭБ.РФ рейтинга моногородов за 2021 год. В обсуждении участвовали губернаторы, и в большинстве своем они просили продлить льготные режимы ТОР (территории опережающего развития) на пять лет. Об этом, в частности, говорил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Но федеральные власти дали понять, что на широкую поддержку моногородам пока не стоит рассчитывать.

В 2021 году Министерство экономического развития предлагало вдвое сократить количество моногородов, чтобы усилить поддержку оставшихся. Например, планировалось вычеркнуть из списка города, расположенные ближе 50 километров от столиц регионов. Предполагалось, что их жители могут трудоустроиться в центре, куда езды не более часа. Таким образом число моногородов сократится с 321 до 163. Теперь от этой идеи правительство отказалось. Количество моногородов останется прежним. Но и поддержка их не будет наращиваться. Пока работа с моногородами "идет в прежнем режиме", "меры поддержки остаются, сотрудники фонда переведены в ВЭБ, деньги на поддержку моногородов правительством РФ выделены", - заявила глава Фонда развития моногородов (входит в структуру ВЭБ.РФ) Ирина Макиева.

В России моногородом считается населенный пункт, в котором не менее 20 процентов населения трудится на градообразующем предприятии. В моногородах проживает около 13,6 млн человек - почти 9 процентов населения страны. Лидеры по количеству моногородов - Кемеровская, Свердловская и Челябинская области.

Правительство пока не готово дать моногородам столько, сколько они просят

Сформирован пакет мер для диверсификации экономики моногородов. В их числе - расширение строительства индустриальных парков за счет частных средств с последующим возмещением таких инвестиций из федерального бюджета. Предполагается также наращивать создание промышленной инфраструктуры (она имеется пока лишь в 10 процентах моногородов). Но теперь не за счет регионов, а с помощью градообразующих предприятий или управляющих компаний на своих же площадях.

Планируется расширить и системную поддержку населения моногородов. Согласно опросу, только половина из 20 тысяч жителей моногородов оценивают ситуацию в своем населенном пункте положительно, 20 процентов хотели бы переехать в другой город, причем 10 процентов - уже в ближайшее время.

Что касается финансирования Фонда развития моногородов (ФРМ), то оно сокращается. В минэкономразвития считают, что сейчас требуется "максимально сконцентрировать средства федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций". В связи с сокращением финансирования ФРМ занялся разработкой новой стратегии развития моногородов до 2025 года.

При всем при том российские моногорода не останутся без попечения. От программы целевой их поддержки никто не отказывается. Эта программа предполагает механизм беспроцентного кредитования. Желающие открыть бизнес в моногородах могут получить заем до 250 млн руб. на срок до 15 лет (при доле собственных средств не менее 20 процентов). Всего же в кредит планируется выдать 1,3 млрд руб.

Социально-экономическая ситуация в моногородах остается сложной. Экономический кризис, связанный с санкционным давлением, лишь обострил ее. В "красной зоне" сейчас находятся около 100 моногородов из 321. Чтобы город был отнесен к "красной зоне", в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями. В "красной зоне" особо выделяются около 20 городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и на старых металлургических заводах.

Отказаться от моногорода Россия не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально

"Проблема моногородов - двоякая, - говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко. - С одной стороны, создана мощная инфраструктура и очень качественный человеческий капитал, а с другой - когда кончается какой-то технологический цикл, у властей возникает вопрос: чем людей занять?" Примером успешного решения проблемы моногородов Савченко считает Комсомольск-на-Амуре: "Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода. Требовалось найти альтернативу. И как только в Комсомольске-на-Амуре стали появляться новые возможности для трудоустройства, мы закрепили там кадры. Создание в этом городе крупного технопарка проблему решило".

Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где занято около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе.