Французский политолог Эмманюэль Леруа рассуждает об исторических аналогиях с военной специальной операцией РФ на Украине

Эмманюэль Леруа, французский политолог:
Эмманюэль Леруа (справа) приезжал в Мариуполь, чтобы своими глазами судить о происходящем.
Эмманюэль Леруа (справа) приезжал в Мариуполь, чтобы своими глазами судить о происходящем. / Соцсети

Какое определение можно было бы дать решительным действиям России, которая вот уже шесть месяцев задействовала свои вооруженные силы в спецоперации на Украине? Многие обозреватели, не вглядываясь вглубь причин, сводят их в основном к военным аспектам, хотя, как мне представляется, речь идет о широкомасштабном столкновении с англосаксонским Западом. По сути, оно не прекращалось со времен окончания Второй мировой войны в 1945-м, а сейчас перешло в активную, горячую фазу. Поэтому, на мой взгляд, России следует беречь силы, не растрачивать их, и, как писал в свое время канцлер Российской империи Александр Горчаков, надо "сосредоточиться".

Ведь современные войны проходят не только на полях сражений, но также и прежде всего в советах директоров крупных компаний, в дипломатической, экономической, финансовой, медийной, религиозной и культурной областях. Так с какими ключевыми событиями российской истории можно было бы сравнить нынешние? На первый взгляд, можно сказать, что они не похожи ни на что уже известное. Это не Великая Отечественная война против фашистских орд, несмотря на доказанную и длившуюся десятилетия нацификацию украинского общества. И не война 1812 года против Наполеона, потому что в обоих случаях России пришлось столкнуться с вторжением на ее территорию колоссальных армий. Есть, однако, сходство в нынешнем конфликте с войной 1941 года, и это то, что англосаксы используют Украину против России так же, как Гитлер делал это, привлекая на свою сторону бандеровцев и прочих ультранационалистов. Это и не повторение Крымской войны середины XIX века. То была ограниченная война, инициированная Англией (опять она!), увы, с участием Франции, Наполеона III, чтобы не допустить выхода Российской империи к теплым морям. С другой стороны, есть важный момент в многовековой истории России, который, как мне кажется, представляя весьма примечательные сравнения, во многом перекликается с нынешней ситуацией. Это знаменитая Куликовская битва. Во-первых, давайте посмотрим на аналогии в фактической сфере.

Современные войны проходят не только на полях сражений, но также и прежде всего в советах директоров крупных компаний

Как свидетельствует целый ряд историков, великий князь Московский Дмитрий выставил 60 тысяч воинов против 125-тысячных полчищ Мамая, то есть одного бойца против двух. А это представляет собой примерно схожий баланс сил, что и в специальной военной операции, когда Россия начала свое наступление, по большому счету не имея численного превосходства.

Мы также знаем, что золотоордынская армия использовала многочисленных иностранных наемников, в частности знаменитых генуэзских арбалетчиков. Как это происходит и сейчас, когда НАТО направило в Украину сотни, если не тысячи польских, американских, британских, канадских и прочих ландскнехтов.

В 1380 году сражение произошло на берегах Дона, и сейчас боевые действия развернулись в бассейне той же самой реки. Отметим также, что Куликовской битвой князь Дмитрий, названный после нее Донским, стремился положить конец засилью Золотой Орды, что впоследствии и произошло. В этой связи я не могу не провести ироничную параллель с "золотым миллиардом", о котором упоминал Владимир Путин, чтобы квалифицировать западный "избранный" народ. Если говорить более серьезно, то татаро-монгольское иго над славянскими народами продолжалось почти три века. Оно было отмечено резней, сожженными городами, а гнет насаждался кнутом и поборами в виде ежегодных даней. А что из себя представляют сегодня западные санкции, если не эквивалент ордынского кнута и грабежа? Помимо этого, не является ли господство доллара, которым США порабощали и обворовывали народы, также своего рода инструментом для того, чтобы выбивать дань, что в свое время практиковали ордынцы?

Чрезвычайно сложная проблема, которую Владимир Путин стремился разрешить с начала нулевых годов, имеет ту же природу, что и та, с которой столкнулся великий князь Московский в конце XIV века. А именно - восстановить боеспособную русскую армию, способную предвосхитить атаку противника.

Правда, есть и серьезное отличие между двумя ситуациями. Ведь президент Российской Федерации должен был защищать гражданское общество от экономических, социальных последствий, а не только от санкций, от дезинформации и манипулирования сознанием, которым в совершенстве владеют англосаксы. Не зря не так давно в Москве в рамках Международного военно-технического форума "Армия-2022" прошел крайне важный круглый стол по вопросам так называемой когнитивной войны. Историческая Куликовская битва связана с Доном. А мы знаем, что великие реки России являются жизненно важными артериями русской цивилизации, соединяющими берега Балтийского, Белого морей с теплыми морями юга. Поэтому немыслимо, чтобы Россия оставила контроль над ними какому-либо недругу. Ведь и Сталинградская битва, помимо символического названия города, стала также и прежде всего обороной Волги. Ранее Бородинское сражение было обороной Москвы, но и Москвы-реки. И битва за Донбасс идет за могучий Днепр, ибо с ним связаны такие основанные Россией города, как Харьков, Днепропетровск, Херсон. Должны ли они находиться под пятой смертельных врагов России?

Историк Николай Карамзин рассматривал победу на Куликовом поле в качестве знаковой вехи на пути объединения русской нации. Возможно, завтра другой историк будет рассматривать битву за Донбасс как отправную точку для освобождения народов от западных болезней, а Владимира Путина потомки, может быть, станут называть Владимиром Днепровским.

Представляем автора

Эмманюэль Леруа - основатель аналитического центра "Институт 1717", одной из главных целей которого помимо исследования проблем мировой геополитики является изучение франко-российских связей. На протяжении ряда лет в рамках гуманитарной ассоциации "Спасем детей Донбасса" совершал поездки на Донбасс, оказывая практическую помощь жителям этого региона.