08.09.2022 09:02
    Поделиться

    Чему научат школьников Урала на уроках финансовой грамотности

    С 1 сентября свердловские первоклассники начали изучать основы финансовой грамоты на уроках математики и окружающего мира. У пятиклашек палитра шире: про разные аспекты использования денег им расскажут на уроках математики, географии, обществознания и даже информатики.

    Преподавание финансовой грамоты стало обязательным в новом учебном году в 1-9 классах по всей России. Это закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования. Первые и пятые классы уже начали работать по ним, остальные перейдут постепенно. Отдельного предмета с итоговым экзаменом не появится, нагрузка, как обещают педагоги, тоже не вырастет, просто знания и навыки обращения с деньгами, в том числе виртуальными, у ребят будут формировать в рамках базовых школьных дисциплин.

    Новинка года, на которую могут попасться подростки, - финансовые пирамиды под видом инвестиционных онлайн-игр в соцсетях

    В частности, малышам расскажут о доходах и расходах семьи, научат формировать личный финансовый план, безопасно совершать платежи в интернете. В среднем звене вместо абстрактных процентов на уроках математики ребята рассчитают реальный процент по кредиту или вкладу разными способами, на обществознании познакомятся с Налоговым кодексом и потренируются в заполнении декларации о доходах. Девятиклассники уже смогут проанализировать предпринимательские риски и недобросовестные практики финансовых организаций, на уроках экономической географии им разложат по полочкам понятие "качество жизни" и "финансовое благополучие".

    - Мы считаем, что правильные паттерны поведения надо начинать закладывать как можно раньше. Поэтому разработали более 70 сценариев, которые позволят встроить новые знания в привычные предметы. Они доступны всем педагогам на портале "Моя школа", - рассказывает замначальника Уральского ГУ Банка России Сергей Лебедев.

    По словам заместителя министра образования и молодежной политики Свердловской области Ирины Серковой, внедрение основ финансовой грамотности в школах региона велось с 2018 года на добровольной основе. Благодаря этому более 90 процентов образовательных учреждений так или иначе включили тему в учебные планы. С утверждением новых ФГОС просто систематизируется то, что уже наработано. Как конкретно новые требования будут реализованы, каждая школа определит сама, но есть определенные реперные точки, по которым определяется, какими знаниями и навыками должен обладать ребенок определенного возраста. Допустим, к концу 4-го класса нужно понимать, как формируется семейный бюджет и почему не все дорогие "хотелки" типа нового телефона родители могут исполнить. А если и могут, значит, другие статьи придется на время сократить.

    - В индексе финансовой грамотности населения по уровню знаний Свердловская область находится в категории "А" (более половины опрошенных в прошлом году жителей посчитали себя грамотными). Это очень опасный маркер: если люди слишком самоуверенны, они думают, что всегда выйдут сухими из воды. Да, теоретически все подкованы, но вот по применению этих знаний Средний Урал находится в категории "С". Впрочем, как и большинство других территорий, отмечает директор Регионального центра финансовой грамотности Алена Оболенская.

    Финансовая грамотность базируется на трех китах: знания, которые вкладывают в голову педагоги с помощью разных методик, установки социального поведения, которые дает ближайшее окружение, семья, и, наконец, навыки - опыт конкретного человека. Вот с последним как раз хуже всего. Нужно формировать у детей критическое мышление, умение сравнивать информацию из разных источников, уточнять ее, перепроверять, прогнозировать возможные последствия своих действий. В идеале крепкие установки возникают, когда с ранних лет есть возможность распоряжаться небольшой суммой, а родители предоставляют минимальный выбор при совершении покупок, чтобы ребенок научился аргументировать принятое финансовое решение.

    Отдельной темой изучения станут цифровые сервисы и способы защиты персональных данных.

    - Статистики по несовершеннолетним, ставшим жертвами финансовых мошенников, нет, но, безусловно, это адресная аудитория. Сегодня банковскую карту выдают гражданам с шести лет, с 14 можно открыть банковский счет. Преступники нередко либо пытаются получить прямой доступ к этим каналам, либо через ребенка подобраться к картам и счетам родителей, - говорит Сергей Лебедев. - Во многих интернет-играх участники сначала совершают суррогатные платежи, обмены, но в один прекрасный момент у них могут попросить уже реальные деньги. Также в интернете встречаются предложения "легкого заработка по набору анкет", но все заканчивается заполнением реквизитов.

    Новинка года, на которую могут попасться подростки, - финансовые пирамиды под видом инвестиционных онлайн-игр в соцсетях. У них нелепые названия ("ИнвестГараж", "Бублик", "Велосипед от Юли"): всем желающим предлагают покупать мультяшных героев, виртуальные автомобили, дома и подниматься в рейтинге. Вклады начинаются с десяти рублей, причем мошенники обещают фантастический доход по 1-3 процента в день. В момент краха с сайта сразу удаляются все записи из личных кабинетов. Получателя перевода установить почти невозможно: транзакции идут через систему быстрых платежей, а также на электронные либо криптокошельки подставных лиц.

    - Почему адресат именно молодежь? Это основной потребитель онлайн-каналов: она более продвинутая, знает, как работать с мобильными приложениями, совершать покупки, заказывать услуги, - объясняет профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита УрГЭУ Елена Разумовская. - Кроме того, подкупает простота: не надо ничего знать, просто поучаствовать. Был бы дорогой вход в игру, человек задумался бы.

    Поделиться